Дом – жилище человека МОУ Маныч-Балабинская ООШ. Цели и задачи: Цель: рассмотреть жилище как предмет творчества и жизненную необходимость. Задачи: - проследить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Ю. Н. Янова г. Вязьмы Смоленской области Александров Николай.
Advertisements

Внутренний мир русской избы Тема 3 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
Внутренний мир русской избы Тема 3 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
Убранство русской избы Тема 2 Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов.
Древние корни народного искусства Убранство русской избы.
«ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ». ГЛАВНЫМ МЕСТОМ В ИЗБЕ БЫЛ ПЕРЕДНИЙ ИЛИ КАК ЕГО ЕЩЕ НАЗЫВАЛИ «КРАСНЫЙ УГОЛ». ЗДЕСЬ, В САМОМ ДАЛЬНЕМ УГЛУ ИЗБЫ, ОБРАЩЕННОМ.
Внутренний мир русской избы. Домашняя работа Карандаш, ножницы, гуашь, кисти, стакан для воды, салфетка-промокашка, альбом, тетрадь В тетрадь : в чем.
Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Ю. Н. Янова г. Вязьмы Смоленской области Александров Николай.
МБОУ «Курская средняя общеобразовательная школа» Урок изобразительного искусства 5 класс 5 класс I четверть Тема: «Внутренний мир русской избы» Учитель:
Интерьер крестьянского дома Подготовила учитель ИЗО Заика Н В.
Урок изобразительного искусства 5 класс 5 класс I четверть Тема: «Внутренний мир русской избы» Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства.
Изобразительное искусство Декоративное рисование 5 класс «Что нам стоит дом построить» Юматова Юлия Алексеевна МБОУ СОШ 1 р.п. Тумботино Павловский район.
«Внутренний мир русской избы».
Интерьер крестьянского дома Народное жилище «Изба»
ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ В низенькой светелке с створчатым окном. Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим.
Тема урока: УБРАНСТВО РУССКОЙ ИЗБЫ 1 ЧЕТВЕРТЬ УРОК 2 5 КЛАСС РАЗРАБОТЧИК КЛАВДЕЕВА С. В. Учитель высшей категории МОУ Саргазинская СОШ.
ДЕРЕВНЯ Деревянный мир Жизнь человека всегда была связана с природой. Люди в древности жили по берегам рек и озёр в окружении леса. Характер природы формировал.
МОУ Средняя общеобразовательная школа 1 Урок изобразительного искусства 5 класс 5 класс I четверть Тема: «Внутренний мир русской избы» Учитель: Томилова.
Деревня – деревянный мир Орлова М.Е. учитель изобразительного искусства МКОУ «Мишутинская СОШ»
Жилище древних славян Учитель начальных классов МОУ «СОШ 6» г. Корсаков Глоба С.Н.
Транксрипт:

Дом – жилище человека МОУ Маныч-Балабинская ООШ

Цели и задачи: Цель: рассмотреть жилище как предмет творчества и жизненную необходимость. Задачи: - проследить историю развития жилища, дать характеристику видов жилища у разных народов ; - изучить традиции создания крестьянского дома, - выявить особенности интерьера избы.

Первобытные люди

Древний Рим

Россия Русская изба

Русская изба. Общая характеристика Крестьянский дом в массовом сознании ассоциировался со словом изба. Причём в это слово вкладывалось несколько значений: во-первых, изба – это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями; во-вторых, это лишь жилая часть дома; в-третьих, только отапливаемое русской духовой печью помещение.

Слово «изба» и его варианты: ыстьба, истьба, истра, истобъка, истопка, и степка – были известны ещё в Древней Руси для обозначения жилого помещения. Принято считать, что они происходят от глагола «истопить».

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и для своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем.

Выбор дерева для постройки избы Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение.

Лиственница и дуб ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке. Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов. Другие породы деревьев, особенно лиственные (берёза, ольха, осина) применялись в строительстве хозяйственных зданий.

Выбор места будущего дома Часто Боги говорили с людьми через свои священные изображения, в том числе указывали место, где можно возвести дом или деревню. Подобные обычаи выяснения божественной воли встречались не только у славян, да и традициям отнюдь не пересеклась после принятия христианства.

Собираясь закладывать новую деревню, уже в христианские времена, славяне нередко запрягали в сани молодого «неезженого» жеребца и, усердно помолясь, отправлялись в лес. Там в сани грузили 1-ое подходящее строевое дерево, после чего жеребцу позволяли идти, куда он пожелает. Где он остановиться, там можно селиться.

Выбор инструмента Избу срубить – дело непростое, тут нужны уменье и сноровка. Главным инструментом в таком строительстве был обычный топор, бывало всю избу от «подклети» до конька наверху делали без единого гвоздя.

Кладка бревна Жилая изба IX-XI веков в городе Ладога – обычно это была квадратная постройка со стороной 4-5 м. Иногда сруб возводили на месте будущего дома, иногда же сначала собирали в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже заново.

Чтобы бревна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда входил выпуклый бок другого. Современные строители предпочитают делать углубление в верхнем бревне, чтобы меньше впитывалась влага, и дом не подгнивал. Древние мастера делали углубление в нижнем бревне

Дом как Мироздание Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек стоят потемневшие от времени величавые избы. Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов

Крыша и верхняя часть дома связывались в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (подполье) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Примером такого отражения большого мира Вселенной в малом Мире повседневного быта может служить украшение наружной части дома.

Конь - охлупень Лобовая доска Причелина Фронтон

Крышу дома венчает горделивый конь-охлупень. Конь с широким размахом крыльев-крыши словно парит над землёй как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что конь-птица охраняет домашний очаг. Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся по небу.

Доски-полотенца, а также доски-причелины, спускающиеся по краю крыши, украшают спереди фронтон избы. Резные круглые розетки и полу розетки – это символическое изображение солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также ряды небольших отверстий были символами земли.

Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно- наряден был декор окон. Наличники с пышным навершием выглядели как драгоценная оправа.

солнце конёк лев русалки

Внутренний мир русской избы Всё здесь, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, протянувшиеся вдоль стен, полати, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушённо- золотистый цвет.

«Чудо» крестьянской избы Изба без печи - не изба. С печью, занимающей едва ли половину дома, связан весь быт русского крестьянина - от рождения до смерти. Печь была основой жизни, главном оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса!»

Интерьер избы Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включённых в него предметов. Сравнительно небольшое пространство избы, около кв.м, было организовано таким образом, что в нём с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве.

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы крестьянского дома. Красный угол обращён был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна.

Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Иконы были прикрыты божником- узким длинным полотенцем из холста, украшенное на концах вышивкой, тканым орнаментом или лентами и кружевом( лики святых не прикрывали). Иконы

В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома.стол

Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

Для новорождённого подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Висячее положение колыбели обуславливалось не только соображениями удобства, но и наполнялось мифологическим содержанием.

По полу тянулись радужные домотканые половики, или дорожки. Половики и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле.

Во многих северных деревнях, а также в Сибири, на Урале, на Алтае сохранились дома с расписными интерьерами. Диковинные кусты расцвели в простенках между окон, а на потолке венок из цветов и травинок смотрится как солнце. Потолок нередко расписывали небесной символикой: он был подобен небесному своду.

Список используемой литературы 1. Большая энциклопедия России «Культура и традиции России». СD-rom. 2.Н. А. Горяева, О. В. Островская. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, М.В. Короткова, «Путешествие в историю русского быта». Москва, 2002 год. 4. Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Искусство-СПБ, Сайт «Русская изба». 6. Сайт «Этнолог». 7.М.Семенова «Мы - Славяне», Санкт-Петербург, «Азбука», 1998 год.