Компетентностный подход в учебно –воспитательном процессе начальной школы. Непрерывность и преемственность образования при переходе из начальной школы в среднюю...Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком. Л.С. Выготский Автор презентации: И.П. Егорова – заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории
Цель образования, исходя из ФГОС второго поколения 1 поколение усвоение знаний, умений и навыков 2 поколение Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся БАЗИРУЕТСЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ
1. Политические и социальные компетенции (способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов). 2.Компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе (принятие различий, уважение других, способность жить с людьми иных культур, языков и религий). 3.Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией (свободное владение родным, государственными, иностранными языками). 4.Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества (владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую СМИ и рекламой). 5. Способность учиться на протяжении жизни Ключевые компетенции:
в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Компетентностный подход
*развивающее обучение; *проблемное обучение; *коммуникативное обучение; *проектная технология; *игровые технологии; *диалог культур; *информационно-коммуникативные технологии; *дидактическая многомерная технология; *групповые технологии; *КСО *компетентностный подход; *деятельностный подход; *личностно-ориентированный подход Организационные формы: *учебная исследовательская деятельность; *изготовление учебных продуктов; *работа в системе погружения; Педагогические технологии и подходы в учебно –воспитательном процессе
Овладение компетенциями становится целью и результатом процесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяют его эффективность, т.е. КАЧЕСТВО.
К ключевым компетентностям относятся : 1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. 2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. 3. Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. 4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. 5. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Социальная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии социальных навыков: способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Коммуникативная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии ряда коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).
Информационная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии навыков поисковой и проектной деятельности: формулировать вопрос, ставить проблему; вести наблюдение; планировать работу, планировать время; собрать данные; зафиксировать данные; упорядочить и организовать данные; интерпретировать данные; представить результаты или подготовленный продукт.
Формирование компетентностей на предметах Русский язык Коммуникативная, лингвистическая и языковая, культуроведческая, речевая, социокультурная Литературное чтение Общекультурная, личностная, социально - нравственная, питательная, речевая, ценностно - мировоззренческая, коммуникативная математика Интеллектуальная, практическая, математическая компетентность, социально - личностная, общекультурная, самостоятельная, познавательная деятельность
Формирование компетентностей на предметах: Информатика Информационная, начальная компетентность в использовании информационных и коммуникативных технологий технология Социально - трудовая, социально - бытовая, коммуникативная, функционально - трудовая, самообслуживания; профориентационная, ком петентность в трудовой сфере, хозяйственно - бытовой сфере, в сфере профессионального самоопределения Физическая культура Оздоровительно - реабилитационная, двигательная, в сфере самоконтроля индивидуального физического саморазвития, двигательная
Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины