ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
Современный исследователь М. Гин в работе «Достоевский и Некрасов. Два миропонимания» показывает, что « у Некрасова и Достоевского один Петербург… Поражает общность, единство колорита урбанистического пейзажа». При этом «Достоевский и Некрасов – хотели того или нет- полемически противопоставили свой Петербург пушкинскому, причем Достоевский резче, чем Некрасов». Современный исследователь М. Гин в работе «Достоевский и Некрасов. Два миропонимания» показывает, что « у Некрасова и Достоевского один Петербург… Поражает общность, единство колорита урбанистического пейзажа». При этом «Достоевский и Некрасов – хотели того или нет- полемически противопоставили свой Петербург пушкинскому, причем Достоевский резче, чем Некрасов».
Сравнить два описания петербургского утра. Пушкин «Евгений Онегин» 35 стрф. гл.1 Что ж мой Онегин? Полусонный Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный А Петербург неугомонный Уж барабаном пробуждён. Уж барабаном пробуждён. Встает купец, идёт разносчик, Встает купец, идёт разносчик, На биржу тянется извозчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит. Под ней снег утренний хрустит. Проснулся шум приятный, Проснулся шум приятный, Открыты ставни; трубный дым Открыты ставни; трубный дым Столбом восходит голубым, Столбом восходит голубым, И хлебник, немец аккуратный, И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас. Уж отворял свой васисдас.
Некрасов Утро Ты грустна, ты страдаешь душою: Ты грустна, ты страдаешь душою: Верю - здесь не страдать мудрено. Верю - здесь не страдать мудрено. С окружающей нас нищетою С окружающей нас нищетою Здесь природа сама заодно. Здесь природа сама заодно. Бесконечно унылы и жалки Бесконечно унылы и жалки Эти пастбища, нивы, луга, Эти пастбища, нивы, луга, Эти мокрые сонные галки, Эти мокрые сонные галки, Что сидят на вершине стога; Что сидят на вершине стога; Эта кляча с крестьянином пьяным, Эта кляча с крестьянином пьяным, Через силу бегущая вскачь Через силу бегущая вскачь В даль, сокрытую синим туманом, В даль, сокрытую синим туманом, Это мутное небо… Хоть плачь! Это мутное небо… Хоть плачь! Но не краше и город богатый: Но не краше и город богатый: Те же тучи по небу бегут; Те же тучи по небу бегут; Жутко нервам- железной лопатой Жутко нервам- железной лопатой Там теперь мостовую скребут. Там теперь мостовую скребут. Начинается всюду работа; Начинается всюду работа; Возвестили пожар с каланчи; Возвестили пожар с каланчи; На позорную площадь кого-то На позорную площадь кого-то Провезли- там уж ждут палачи. Провезли- там уж ждут палачи. Проститутка домой на рассвете Поспешает, покинув постель; Офицеры в наёмной карете Скачут за город; будет дуэль. Торгаши просыпаются дружно И спешат за прилавки засесть; Целый день им обманывать нужно, Чтобы вечером сытно поесть. Чу! Из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит… Кто-то умер: на красной подушке Первой степени Анна лежит. Дворник вора колотит- попался Гонят стадо гусей на убой, Где-то в верхнем этаже раздался Выстрел- кто-то покончил с собой… (Некрасов
-Чьему Петербургу близок Петербург Достоевского? -Чьему Петербургу близок Петербург Достоевского? Брюсов: «После Пушкина Достоевский и Некрасов – первые поэты, не побоявшиеся обратить внимание на то, что казалось непоэтичным». Брюсов: «После Пушкина Достоевский и Некрасов – первые поэты, не побоявшиеся обратить внимание на то, что казалось непоэтичным».
Описания-интерьеры – ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч 1, гл.2 и ч.2, гл.7 («проходной угол» Мармеладова); ч.4, гл.4 (комната-«сарай» Сони); ч.6, гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов) Описания-интерьеры – ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч 1, гл.2 и ч.2, гл.7 («проходной угол» Мармеладова); ч.4, гл.4 (комната-«сарай» Сони); ч.6, гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов)
Пейзажи – ч. 1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (подчёркнутое повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама» Петербурга); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч.5, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч.6, гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова). Пейзажи – ч. 1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (подчёркнутое повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама» Петербурга); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч.5, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч.6, гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова). Сцены уличной жизни – ч. 1, гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного Сцены уличной жизни – ч. 1, гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления. Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.