Профессиональное становление педагога Современные образовательные тенденции. Современные концепции педагогического образования: структура и уровни
Структура раздела Презентация «Профессиональное развитие педагога». Лекция. Тема: Профессиональное становление педагога. Тема для самостоятельного изучения: Саморазвитие личности педагога. Словарь терминов (глоссарий). Литература для самообразования. Хрестоматия. Методика исследования индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова).
Современные образовательные тенденции: гуманизация, гуманитаризация и демократизация Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала; на праве выбора учащимися индивидуального пути развития.
Гуманитаризация образования 1) это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленного на формирование творческого, самостоятельного человека, способного к быстрой адаптации к окружающему миру(А.Н. Джуринский). 2) Ориентация на освоение содержания образования, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и профессий; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).
Демократизация образования Признаки системы образования демократического типа: равенство членов общества в праве на образование (доступность независимо от социального положения, национальной и религиозной принадлежности, пола и др.); ликвидация монополии государства на образование; децентрализация школьных систем (право местных органов распоряжаться финансами, подбирать педагогические кадры, устанавливать условия приема, право образовательного учреждения на выбор направления своего развития и др.); открытость системы (преемственность ее ступеней); установка на формирование личности человека, способного свободно, творчески мыслить и работать; переход в педагогических отношениях к сотрудничеству.
Профессиональное развитие педагога - это становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к творческой самореализации в профессии. В системе педагогического мастерства выделяются 4 взаимосвязанных компонента, обеспечивающих саморазвитие личности педагога: гуманистическая направленность, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника.
Педагогическая культура - это динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, включающая: педагогические позиции и личные качества; профессиональные знания и культуру педагогического мышления; профессиональные умения, творческий характер педагогической деятельности; саморегуляцию личности, культуру профессионального поведения педагога.
Многоуровневая система высшего образования 1 уровень - общее высшее образование (2 года) 2 уровень - базовое высшее образование - бакалавриат (2 года общего высшего образования + 2 года бакалавриата) 3 уровень - полное высшее образование – магистратура (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры).
Структура содержания педагогического образования Общекультурный блок (обеспечение развития мировоззрения и общей образованности учителя, создание условий для его жизненного и профессионального самоопределения). Психолого-педагогический блок (развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, способности к анализу, проектированию, реализации и рефлексии педагогической деятельности). Предметный блок (освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся и общения с ними).
Характеристики целостных концепций педагогического образования ориентация на личностный уровень овладения педагогической профессией; гуманитаризация содержания образования; фундаментализация научного знания; творческая направленность в профессиональной подготовке; опора на профессионально-исследовательскую деятельность студентов; ориентация студентов педагогического вуза на педагогическую культуру. Современная перестройка вузовского обучения предполагает повышение роли самостоятельной работы; профессионализацию; компьютеризацию и др.