Качество есть существенная определенность предмета. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым.
Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании Качество образования учеников - это определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли учащиеся образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
К ачество образования следует понимать как степень удовлетворенности потребителей (обучаемых) и всех заинтересованных сторон (государства, общества, субъектов экономической и социальной жизни) содержанием, технологиями и результатами образования.
Понятие качества относится не только к результатам образования (знания, навыки и т.д.) но и к процессам (образовательной, научной, инновационной и социальной деятельности), при рассмотрении их на всех этапах жизненного цикла и оценке их эффективности и результативности.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь: с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ; с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей: с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей: с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально); с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты. Марк Поташник
ученики учитель родители качество
Результаты опроса 6 класса Б
Результаты опроса 9 класса А
Результаты опроса 10 класса А
Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает. И это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода. Сухомлинский В.А.
Результаты опроса учителей
Проблемы: учителя испытывают затруднения при постановке целей урока, не всегда прослеживается триединая цель, не всегда доводится цель урока до учащихся; упускается момент отслеживания качества знаний; не выставляются оценки; не комментируются, если выставляются; преобладают задания репродуктивного характера; современные технологии применяют минимум учителей; отсутствие дифференцированной работы с учащимися; затруднение определения методов и приемов; затруднение при определении типов взаимодействия учащихся на уроке; ДИСЦИПЛИНА (параметра в анализе не было, но учителя отмечали)
Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно. Р. Киплинг