Контрольно-оценочная деятельность в условиях ФГОС Стрельникова Л.И. МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом
Контроль - процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
Контроль Наблюдение Проверка Выявление Измерение Учет Анализ первичной информации Оценка Внесение коррекций в педагогический процесс
Традиционное оценивание Всегда внешнее оценивание (учителем). Измерение уровня сформированности ЗУН. Пятибалльная система отметок в реальности ограничивается четырехбалльной.
Деятельность педагога в условиях ФГОС Направлена на формирование у учащихся умений учиться. В том числе: учить себя при самоконтроле отслеживать выполнение своих действий, своевременно обнаруживать ошибки и вносить необходимые коррективы; определять границы своих знаний и незнаний; делать содержательный запрос к различным источникам, чтобы проверить себя.
Задачи КОД (младший школьник) Простые формы: итоговый контроль по результату выполненной работы. Становление действия контроля по способу решения. Постепенный переход от итогового («что сделано») самоконтроля к пооперационному («как выполнялась каждая операция»).
Задачи КОД (средний школьник) Становление прогнозирующих, планирующих форм контрольно- оценочных действий. Возможность корректировать учебную работу до начала ее выполнения.
Задачи КОД (старший школьник) Овладение контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования.
Оценка формирует мотивацию Когда: -объективна; -воспринимается как полезная; -показывает, что нужно сделать для достижения более высоких результатов; -ученик уверен, что ему окажут помощь в этом достижении.
Требование общества – активная и созидающая личность Самостоятельно регулирует собственное поведение и деятельность Определяет перспективы своего развития, пути и средства их реализации Условие формирования такой личности – учебная деятельность (мотивы, целеполагание, учебные действия контроля и оценки)
Объект контроля (что оценивать) Планируемые результаты: 1. Проверка знаний. 2. Проверка умений. 3. Проверка навыков. 4. Проверка усвоенных способов деятельности. 5. Проверка уровня развития способностей. Уровень сформированности УУД.
Типы контроля Внешний( осуществляется учителем над деятельностью ученика) Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища) Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью)
Само- и взаимооценка Виды само- и взаимоконтроля: -предварительный -процессуальный -Итоговый Формы само- и взаимоконтроля: -контроль в парах, тройках, группе. -Самооценка (прогноз, анализ, обобщение)
Объект оценки предметных результатов Способность к решению учебно- познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием соответствующих содержанию учебного предмета способов действий, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Уровневый подход к оценке предметных результатов 5 уровней достижений: -базовый -превышающий базовый: повышенный и высокий -ниже базового: пониженный и низкий
Требования к оценке Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности учащегося и процесс их формирования, но не личностные качества. Система оценивания создает условия включения учащихся в КОД, приобретения ими навыков и привычки к само- и взаимооценке.
Оценка сформированности УУД (метапредметные результаты): комплексная проверочная работа
Приемы КОД Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков -Мини-проекты -Решение ситуационных задач -Мини-исследование -Работа с компьютером -Реставратор
Приемы КОД Обобщение усвоенного материала -Тест -Своя опора -Кластер -Интеллект – карты -Проблемная задача -Повторяем с контролем
Приемы КОД Контроль за процессом и результатом учебной деятельности -Опрос по цепочке -Тихий опрос -Идеальный опрос -Релейная контрольная работа -Толстый и тонкий вопрос
Нетрадиционные виды контроля Кроссворды Головоломки Ребусы Шарады Викторины
Современные методы диагностики знаний Тесты Учебные портфолио Рейтинг учебных достижений Комплексная проверочная работа