РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ О введении учебных курсов образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях РФ с 2012 года
Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются сегодня основой нравственного становления ребёнка. Поэтому столь важно согласовать совместные усилия всех взрослых по духовному и нравственному развитию и воспитанию детей. Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми. Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны.
И курс ОРКСЭ призван содействовать этому, так как знакомство с основами религиозных и светских традиций, культуры народов России и общечеловеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьников, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готовного к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны.
ВАШ РЕБЁНОК – МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК Младший подростковый возраст (уч-ся 4-6 кл.) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребёнок переживает два кризиса
Кризисы 10 – 12 лет Возрастной Переход от детского возраста к подростковому: Начало полового созревания Вхождение в самостоятельную и ответственную взрослую жизнь Образовательный Переход с начальной на основную ступень общего образования
Происходит переоценка ценностей Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства
Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека ?
8 - Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся. - Поручение Президента РФ ( ) и Распоряжения Председателя Правительства РФ ( ) - ФГОС начального общего образования -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - Примерные программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ Правовые и нормативные основы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк. А.М. Кондаков, В.А. Тишков Духовно-нравственное развитие личности последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества. 9
« Основы религиозных культур и светской этики » Цель курса – формирование у младших подростков мотиваций к ОСОЗНАННОМУ НРАВСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса ОРКСЭ : 1. Знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, 2. Развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества, 3. Обобщение знаний школьников о духовной культуре, морали, формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры, 4. Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения.
Воспитание детей в рамках курса ОРКСЭ
Модули курса ОРКСЭ : Модули курса ОРКСЭ : Основы православной культуры. Основы исламской культуры. Основы буддийской культуры. Основы иудейской культуры. Основы мировых религиозных культур. Основы светской этики. 4 раздела : 1) « Россия – наша Родина », 2) и 3) модульные, 4) « Любовь и уважение к Отечеству »
Учебно - методическое обеспечение ОРКСЭ Программа курса Учебные пособия для учащихся согласно выбранным модулям Электронные приложения Книга для учителя Книга для родителей Методическая поддержка на сайте
«Мы основываемся на том, что государство должно быть нейтральным и к религии, и к атеизму, создавая условия для получения знаний о роли религии в развитии общества. Отношение к религиям в школе должно быть познавательным, а не вероучительным.» А. Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение»
Основы православной культуры Библия ( Священное Писание ). Во что верят православные христиане ? Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Крещение, миропомазание, причастие, покаяние. Иконы, фрески, церковное пение.
« Основы исламской культуры » Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности. Священные книги ислама – Коран, Сунна как источники нравственности. Обязанности мусульман. Как устроена мечеть. Кааба. Минарет.
« Основы буддийской культуры » Будда и его учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Добро и зло. Ненасилие и доброта. Буддийские святые. Трипитака (Типитака). Джаммапада.
« Основы иудейской культуры » Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. Письменная и Устная Тора. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Назначение синагоги. Суббота ( Шабат ) в иудейской традиции. Молитвы.
« Основы мировых религиозных культур » Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги : Веды, Авеста, Трипитака, Библия, Тора, Коран. Хранители предания в религиях мира. Понятие греха, раскаяние
« Основы светской этики » Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Семейные ценности. Порядочность. Интеллигентность. Добро и зло. Долг и совесть. Смысл жизни и счастье. Этикет.
обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации (интервью, эссе, публичное выступление); оказание родительской помощи в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов, рассказы о культовых местах, религиозных святынях, показ фотографий или видеофильмов; выступление членов семей с рассказами о семейных традициях; проведение семейных конкурсов и викторин; формирование домашней библиотеки, организация домашнего чтения; участие и соавторство родителей и членов семьи в создании детских презентаций, итоговых творческо-исследовательских работ; привлечение родителей к внеурочным мероприятиям. Формы взаимодействия семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ
Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки; характером оповещения - приглашения; информацией о теме разговора; настроем детей; установкой на «праздник общения»; искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениям о детях и школьных проблемах.
Формы работы с родителями Круглый стол. Конференция. Диспут. Консультация. Клуб. Индивидуальная работа
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
Выбор модуля ОРКСЭ - право родителей ( законных представителей ) обучающихся » Выбор подтверждается заявлением родителя ( законного представителя ).
Спасибо за внимание !