ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Приведите примеры реализации в музыкальном воспитании общепедагогических методов, дифференцируемых: по источнику знаний; характеру познавательной деятельности. 2. Раскройте специфику реализации общепедагогических методов, применяемых в музыкальном воспитании, на примере словесного, наглядного, практического. 3. О каком из методов Д.Б.Кабалевсякий говорил, что он помогает учителю связывать постройку каждого нового этажа музыкальной культуры с укреплением «ранее построенных этажей»? 3. Выявите суть методов сопереживания; музыкального обобщения; эмоциональной драматургии.
Вопросы к контрольной работе. 1. Что такое праздник? 2. Роль ИКТ в музыкальном воспитании: Цель и задачи использования ИКТ в музыкальном воспитании. Основные направления ИКТ. Электронные издания по музыкальному воспитанию. Образовательные ресурсы. «Инструменты», необходимые для использования ИКТ по музыкальному воспитанию? 3.Методы, используемые в организации ВР в области музыкальной деятельности: Дать характеристику общепедагогических методов музыкального воспитания по источнику знаний. Дать характеристику общепедагогических методов музыкального воспитания по характеру познавательной деятельности. Методы, определяемые спецификой музыкального искусства: метод наблюдения, метод музыкального обобщения. Дать этим методам объяснение, привести примеры. Методы, определяемые спецификой музыкального искусства: метод сопереживания, метод эмоциональной драматургии. Дать этим методам объяснение, привести примеры.
Метод (metodos, греч. путь к чему-либо) музыкального воспитания определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания школьников.
Две группы методов: общепедагогические методы; методы, определяемые спецификой музыкального искусства
Общепедагогические методы разделяют: по источнику знаний практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод
По характеру познавательной деятельности объяснительно- иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; исследовательский; игровой.
По дидактическим целям методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
Среди общепедагогических методов особенно актуальными видятся сегодня в свете основных направлений метод проблемной ситуации и метод проектов.
Метод проблемной ситуации предполагает вопросительную форму построения речи. Чтобы интерес детей от вопроса к вопросу не угасал, Кабалевсякий предлагал постепенно усложнять их, чередуя более сложные с более простыми вопросами, вопросы требующие ответа «вслух» и мысленные ответы- размышления. Дми́трий Бори́сович Кабале́всякий ( )
Метод проектной деятельности, заключается не только в обобщении фактических знаний учащихся, но и их применении, а также приобретении новых знаний путем самообразования.
К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные музыканты и педагоги относили и относят: метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Б.В.Асафьев); метод сопереживания (Н. А. Ветлугина); метод музыкального обобщения, метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному, метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевсякий), метод эмоциональной драматургии (Э. Б. Абдуллин); метод моделирования художественно- творческого процесса; содержательного анализа произведений
Метод эмоциональной драматургии способствует развитию эмоционального отношения учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса детей к музыкальному искусству. Метод эмоциональной драматургии близок методу эмоционального воздействия.
метод сопереживания. Метод эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. При этом не следует забывать, что, пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика, должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений.
Выявите методические приемы организации музыкально- слушательского вида деятельности учащихся. «Характерные черты жанров нужно осваивать с детьми в процессе музицирования. В польке М.И. Глинки исполнять равномерными хлопками пульс, а акценты в начале или в конце фраз отмечать ударами в бубен или ударами деревянных ложек».