РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Тип романской базилики апсиды (алтарные выступы); 2 - фронтон (завершение фасада); 3 - восточные башни; 4 - западная башня; 5 - аркада; 6 - галерея
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОРТАЛ в романской архитектуре выразительно решенный вход в здание, суживающийся уступами и перекрытый рядом уменьшающихся концентрических арок Нотр-Дам-ля-Гранд, Пуатье, Франция, XI в.
Устройство трёхнефного романского храма
Арочные своды
Замковый камень НЕРВЮРА – арка, образующая укрепляющее свод ребро. Нервюры образуют каркас, несущий основную нагрузку тяжёлого свода.
Важнейшей особенностью романского стиля стало появление скульптурного декора, рельефа. Переход к скульптурному рельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры в круглой скульптуре раньше всего наметился в «повествовательной капители». Отдельные выпуклые фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня. Капитель из церкви в монастыре Клюни ( , Франция) решена в виде группы Адама и Евы.
СКУЛЬПТУРА РОМАНСКОГО ПЕРИОДА В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью, в романском искусстве монументальная скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение и около 1100 года вступает в полосу расцвета. Важнейшая примета романской скульптуры – условность. Смысл произведения не в реалистическом сходстве, а в передачи сути явления.
Собор Сен-Пьер в Ангулеме, 12 в. Франция Портал собора
Сен-Лазар в Отене ( ) сцена «Страшного суда»
Пизанский собор XI-XII вв. Италия
Основные принципы романской архитектуры выражены в соборе, монастырской церкви, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи. Храм был призван объединять людей в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии. Храм вмещал массу людей, он был также рассчитан на паломников. Это вело к строительству грандиозных сооружений с разграниченным колоннами на зоны просторными внутренними помещениями. Главным техническим завоеванием эпохи были сводчатые каменные конструкции, которые сменили непрочные деревянные перекрытия. Сначала каменные своды появились в боковых нефах, затем и над более широким центральным.
Братья Лимбург. Миниатюра из «Роскошного часослова герцога Беррийского». Около гг. Музей Конде, Шантийи, Франция Архитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являвшегося неотъемлемой частью средневекового образа жизни
ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯ - первый общеевропейский стиль - продолжает римские строительные традиции: облицовка тёсанным камнем, использование арок и цилиндрических сводов; -все постройки носят оборонительный, крепостной характер: храм – крепость Бога, замок – крепость феодала, толстые стены, узкие окна, массивные башни. - Культовые постройки утверждают господство христианской религии, а светские – феодала. - оставляет впечатление суровости, монолитности, тяжести, как бы ставит человека на колени. -все постройки хорошо «привязаны» к ландшафту, часто доминируют на местности; - в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё, фрески на библейские сюжеты в сочетании с языческими образами.