Парацентрическая технология обучения (Технология индивидуальных маршрутов) Составитель: Суртаева Надежда Николаевна Санкт-Петербург
Парацентрическая технология - обучение в парах со средствами обучения при помощи методической инструкции с последующим выводом на контроль и эталонное собеседование с учителем - центром.
Особенность технологии: можно использовать в различных типах учебных заведениях; развивает самостоятельную активность учащихся; даёт хороший эффект при изучении тем, где требуется отработка каких-то навыков и умений до автоматизма; требуется большая подготовительная работа; нетрадиционная организация ученических мест; внедрение ПЦТО целесообразно осуществлять на сдвоенных уроках; процесс обучения организуется через общение в парах, но общение в данном случае выделяется 4-х видов, это позволяет разнообразить деятельность учащихся.
Виды общения ученика на уроке: ученик - ученик ученик - учитель-консультант ученик - учитель-контролер ученик - средства обучения Функции учителя: 95% времени на уроке - организатор, консультант, контролер; 3-5% времени - информатор.
Средствами обучения (СО) могут быть: учебники дидактические карточки словари учебные тексты с заданиями фрагменты диафильмов учебные пособия таблицы справочники сборники упражнений и т.д.
Организация ученических рабочих мест по Суртаевой Н.Н.
Для организации обучения учителю необходимо подготовить материал: 1. Выбор темы (6 или 8 часов). 2. Составление парацентрического тематического планирования. 3. Определение цели изучения темы через конечный результат ЗНАТЬ-УМЕТЬ. Лист достижения. 4. Выбор и подготовка к уроку средства обучения (не менее 5 и не более 12. Оформление информационного листа для учащихся. 5. Составление индивидуального маршрутного движения ученика. 6. Составление методических инструкций к работе со средствами обучения. 7. Оформление листа учета за деятельностью учащихся. 8. Составление алгоритма работы. 9. Организация ученических рабочих мест.
Использование парацентрической технологии обучения на примере темы: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ», 6 класс базовый уровень (по Н.Н.Суртаевой ). Работу выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ«Новосанжаровская СОШ» Кузнецова Н.Н.
Парацентрическое планирование по теме «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ» (6 часов) Информационный ввод учителя (ИВУ) ПЦТО Контроль 1 час 2 часа 1 час Цели изучения темы через конечный результат ЗНАТЬ-УМЕТЬ: Знать: правило правописание приставки ПРЕ- и ПРИ- и правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- неясного значения. Уметь: определять значение приставок, пользоваться справочной литературой, различать приставки ПРЕ- и ПРИ- на письме.
Урок 1. Информационный ввод учителя (ИВУ) 1. Организационный момент. 2. Новая тема (название, кол-во часов, цель, краткое изложение нового материала). 3. Знакомство со средствами обучения (информационный лист для учащихся) 4. Инструктаж заполнения маршрутного листа. План урока:
Урок 1. Информационный ввод учителя (ИВУ) Урок 2-3. Самостоятельная работа Урок 4-5. Самостоятельная работа Урок 6. Контрольная работа Тема: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Цель: Знать: правило правописания приставки ПРЕ- и ПРИ- и правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- неясного значения. Уметь: определять значение приставок, пользоваться справочной литературой, различать приставки ПРЕ- и ПРИ- на письме. Количество часов:
Алгоритм работы. 1. Изучите информационный лист для учащихся. 2. Выберите из предлагаемого перечня средства обучения. 3. Составьте маршрутный лист при работе с этими средствами обучения. 4. Найдите местоположение СО, которое вы выбрали для работы первым, займи это место. 5. Спланируйте распределение отведенного учебного времени на работу со всеми СО. Помните, что на изучение данной темы отведено 4 урока. 6. Познакомьтесь с методической инструкцией. Обратитесь к целевым установкам, приступайте к работе. 7. Если что-то непонятно, обратитесь за консультацией к учителю. 8. Если вы решили после работы с каждым СО беседовать с учителем, то выходите на коррекционный контроль. 9. По окончании сдвоенных уроков сдайте тетрадь учителю на проверку.
Информационный лист для учащихся название СО 1 СО 2 СО 3 СО 4 СО 5 СО 6 СО 7 СО 8 Учебник «Русский язык», 6 класс, автор М.М. Разумовская ++++ Учебник «Русский язык», 5 класс,автор А.Ю. Купалова ++ Пособие по русскому языку в старших классах, автор В.Ф. Греков ++ Орфографический словарь + Толковый словарь + Перфокарта +++ Карточка для самостоятельной работы Игра «Угадал, не угадал».. + Игра «Лото» + Опорная таблица ++++
Индивидуальный маршрутный лист (последовательность движения школьника) Имя ученика СО 1 СО 2 СО 3 СО 4 СО 5 СО 6 СО 7 Со 8 1. Вася ОО
1.СО1, СО2 … - это шифр названия СО. 2. Минимальное количество СО, с которыми необходимо поработать, -пять. 3. Некоторые СО, обязательные для выполнения, рекомендует учитель и вписывает в маршрутный лист «О »(обязательно), а остальные - выбираете сами и вписываете «В »(выбор). 4. Последовательность движения по СО определяет учитель. 5.Учащиеся, приступившие к общению со средством обучения, ставят точку против средства обучения, а после работы +. Инструктаж заполнения маршрутного листа
Индивидуальный маршрутный лист (последовательность движения школьника) Имя ученика СО 1 СО 2 СО 3 СО 4 СО 5 СО 6 СО 7 Со 8 1. Вася ВООВВ
Индивидуальный маршрутный лист (последовательность движения школьника) Имя ученика СО 1 СО 2 СО 3 СО 4 СО 5 СО 6 СО 7 Со 8 1. Вася В2+В2+ О1+О1+ О3.О3. В4В4 В5В5
Лист учета деятельности учащихся ( лист вывешивается на доске, он должен быть виден всем) Ф.И. ученика СО 1 СО 2 СО 3 СО 4 СО 5 СО 6 СО 7 СО 8 Средняя тариф. отметка Вася...
Урок 2-3. Повторение ИВУ. Самостоятельная работа. 1. Организационный момент. 2. Инструктаж (на доске) и определение движения по маршрутному листу. 3. Определение рабочих мест. 4. Обращение к алгоритму работы. 5. Информационный лист для учащихся (на доске) 6. Знакомство с методической инструкцией. 7. Самостоятельная работа. План урока:
На столе должны находиться: - шифр, обозначающий средства обучения (на карточке, которая стоит); - методическая инструкция, разработанная для этого СО; - средство обучения; - алгоритм работы учащихся (можно разместить на таблице, так как он один при данной методике).
Оформление доски: - инструктаж заполнения маршрутного листа; - информационный лист для учащихся; - лист учёта деятельности; - последовательность движения школьников.
Последовательность движения школьников Ф.И. ученика СО1СО2СО3СО4СО5СО6СО7СО8 А.Р.ОВООО Б.В.ВОООВ Г.Т.ОВООО Д.Л.ВООВО Г.В.ОВООВВ Ж.Е.ОВООО Ж.Р.ОВООВВ М.К.ВООВО М.Т.ВВВВОО С.Д.ВВВВОО У.Ю.ВВВОО Ч.В.ОВООО
Урок 4-5. Самостоятельная работа. 1. Организационный момент. 2. Повторение инструктажа (на доске) и движение по маршрутному листу. 3. Повторение алгоритма работы. 4. Информационный лист для учащихся (на доске) 5. Самостоятельная работа по методической инструкции. План урока:
Методическая инструкция для учащихся Методическая инструкция соответствует номеру средства обучения. Она предполагает обозначение деятельности, которую должен осуществлять учащийся при общении с тем или иным СО
Методическая инструкция к работе СО 1 1. Откройте учебник на стр. 44 и внимательно прочитайте абзацы § 15, они выделены красной линией (стр. 44, 45,46). 2. Ответьте письменно на вопросы: а) Какую орфограмму мы изучаем? б) Как на письме различить ПРИ- и ПРЕ-? в) Какое значение имеет приставка ПРЕ-? г) Какое значение имеет приставка ПРИ-? 3. Возьмите таблицу, перепиши её в тетрадь для опорных схем и постарайтесь её запомнить. 4. Возьмите перфокарту. Вставьте букву на полоске, подпишите полоску и сдайте учителю.
Методическая инструкция к работе СО 2 1. Рассмотрите таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» и постарайтесь её запомнить. 2. Закройте таблицу. Ответьте устно на вопрос: Какое значение имеет приставка ПРИ-, а какое ПРЕ-? 3. Выполните в рабочей тетради упражнение 110 на стр. 45 по образцу: Образец: Добрый человек -предобрый (очень добрый); заводская территория- призаводская (присоединение).
Методическая инструкция к работе СО 3 1. Возьмите опорную карточку «Правило правописание ПРЕ- и ПРИ-». Перепишите её в тетрадь для опорных схем и постарайтесь запомнить. Найдите партнёра и расскажите ему. 2. Выполните в тетради задание по карточке 3.
Методическая инструкция к работе СО 4 1. Откройте учебник на стр Прочитайте правило и запомните. 2. Выполните упражнение 684 и В случае затруднения выполнения упр. 701 используйте пособие по русскому языку в старших классах, автор Греков В.Ф. на стр. 77, пятый абзац § 23
Методическая инструкция к работе СО 5 1. Откройте учебник на стр Прочитайте правило и запомните. 2. Выполните упражнения 693 и 699.
Методическая инструкция к работе СО 6 1. Перед вами карточка 3 со словами неясного значения. В словах пропущены буквы, пользуясь орфографическим словарем, определите, какую гласную следует вставить, перепишите слова в тетрадь для опорных схем. 2. А теперь постарайтесь их запомнить. Способы запоминания правописания слов неясного значения: а) На отдельном листе бумаги напишите каждое слово по строчке, проговаривая его орфографическое написание; б) Поиграйте в игру «Угадал, не угадал». Правила игры в конверте. 3. Возьмите перфокарту. Вставьте букву на полоске, подпишите полоску и сдайте учителю.
Методическая инструкция к работе СО 7 1. Откройте пособие для занятий по русскому языку в старших классов, автор В.Ф. Греков на стр. 77. Прочитай внимательно пятый абзац § 23. Что ты можешь сказать про произношение и написание указанных слов в данном абзаце? 3. Оформите в тетради для опорных схем этот абзац по образцу, перепишите все слова. Образец оформления правила: Сходные по произношению слова, но различные по значению и написанию связаны с различием в значении: ПРЕзирать(не уважать) – ПРИзирать (заботиться, давать приют), ПРЕдать (выдать кого-то) – ПРИдать (добавить) и т.д. 2. Пользуясь сведениями, полученными из пособия Грекова В.Ф., выполните в тетради упражнение 121 стр. 48 в учебнике «Русский язык для 6-го класса».
Методическая инструкция к работе СО 8 1. Перепишите из карточки в тетрадь для опорных схем слова неясного значения в два столбика: на ПРИ и на ПРЕ. Правописание этих слов постарайтесь запомнить. 2. Поиграйте со словами неясного значения в игру «Лото», для этого найдите себе партнёра. Правила игры на карточке. 3. Перепишите из толкового словаря лексическое значение непонятных для вас слов, которые даны в упр. 196 стр. 81. учебник «Русский язык»
Урок 6. Контрольная работа. 1. Организационный момент. 2. Результаты самостоятельных работ. 3. Лист достижения. 4. Контрольная работа: - мини-тест; - распределение слов на две группы; - проверочный диктант (45 слов). План урока:
Лист учёта результатов деятельности Ф.И. ученик а СО 1 СО 2 СО 3 СО 4 СО 5 СО 6 СО 7 СО 8 Средняя тариф. отметка А.Р Б.В Г.Т Д.Л. н н н н н н Г.В Ж.Е Ж.Р М.К М.Т С.Д У.Ю Ч.В.ннннн н
1. Мини-тест Цель: проверить знания правила правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- Задание: Читается задание, в ответ пишется только приставка пре- или при-. 1) Эта приставка имеет значение «очень». 2) Эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый. 3) Эта приставка имеет значение «законченное действие». 4) Эта приставка имеет значение «пере». 5) Эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный. 6) Эта приставка имеет значение неполноты действия. 7) Эта приставка пишется в слове приставка. 8) Эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель, предание. 9) Эта приставка имеет значение «самый-самый»
2. Запишите слова в два столбика: ПРЕ- ПРИ- Пр..интересный, пр..держивать, пр..остановить, пр..уральская, пр..одолеть, пр..тяжение, пр..лестный, непр..ступный, непр..одолимые, пр..возносить, пр..вилегия, пр..своить, пр..чина, пр..мета, пр..стиж, пр..лежный, пр..личие, пр..мьера, пр..сяга.
3. Проверочный диктант. Осенью лес умолкает. Прислушайтесь! Какая стоит необыкновенная тишь! В предчувствии холодов притихли птицы. Ветка слегка пригнулась и прикос- нулась к твоему лицу. Беспредельная радость охваты- вает тебя. В такую пору особое наслаждение приносит причудливая музыка дятла. Природа зовёт, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия. (45 слов)
Результаты контрольной работы
Парацентрическая технология обучения +- 1) не нужно готовиться к каждому уроку; 2) нет домашнего задания; 3) нет отрицательных оценок; 4) ситуация выбора; 5) индивидуальная работа с учащимися; 6) разнообразие форм работы на уроке. 1) не каждый учитель сможет применить данную технологию из – за отсутствия навыка работы с компьютером; 2) два дня подряд сдвоенные уроки;