Элективный курс для 9 класса Учитель биологии МОУ СОШ 8 Родькина Е.П.
Cформировать у учащихся представление о человеке как о биосоциальном организме, показать единство процессов, происходящих в природе, с самим человеком, его здоровьем.
Заинтересовать учеников изучением проблем биологии, расширить знания о физиологических особенностях человеческого организма, пропагандировать здоровый образ жизни. (ЗОЖ)
Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знание, полученные ранее учащимися из различных предметов школьного курса (физики, химии, истории, биологии), но и подвести каждого ученика к осознанию своей роли в сохранении собственного здоровья, поскольку, как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма и способах поддержания здоровья.
Введение 1 ч. Опорно-двигательная система 3 ч. Кровь 2 ч. Дыхание 2 ч. Пищеварение 3 ч. Кожа 2 ч. Железы внутренней секреции 1 ч. Нервная система. Органы чувств ВНД 1 ч. Размножение и индивидуальное развитие 1 ч. Заключение
Строение и функции органов и систем органов; причины функциональных нарушений в организме; влияние физических упражнений на развитие систем органов; вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм.
Оказывать первую помощь при различных травмах; объяснить причины нарушения работы органов и систем органов; обосновывать необходимость соблюдения правил личной гигиены; делать выводы о физиологических основах ЗОЖ.
Определять задачи для индивидуальной и совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебную деятельность, подводить итог, оценивать; научить вести диалог, выступать публично; соблюдать правила техники безопасности, уметь оказывать доврачебную помощь; обобщать, систематизировать материал; подготовить доклад, тезисы, выступление.
Тесты Самостоятельная работа с литературой
Наркомания - знак беды Курить – здоровью вредить Пьянству бой Если хочешь быть здоров - закаляйся
О пользе закаливания Кожа – зеркало здоровья Викторина о косметике
1 Введение. Общий обзор организма человека. 1 ч 2 Опорно - двигательная система 1 ч 3 Гигиена опорно-двигательной системы 1 ч 4 Практическая работа: Способы бинтования пальца руки, кисти, ноги голеностопного сустава. 1 ч 5 Кровь. Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в открытии иммунитета. 1 ч 6 СПИД – чума XX века. Профилактика СПИДа. 1 ч 7 Дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся воздушно-капельным путем. Их профилактика. 1 ч 8 Влияние вредных привычек на организм человека и органы дыхания. 1 ч 9 Пищеварение. Беседа о вкусной и здоровой пище. 1 ч 10 Особенности питания в подростковом возрасте. 1 ч 11 Гигиена питания. Практическая работа «Расчет потребления пищевых продуктов». 1 ч 12 Кожа. Окружающая среда и кожа. Закаливание. 1 ч 13 Практическая работа «Оказание первой помощи при ожоге и обморожении». 1 ч 14 Железы внутренней секреции. 1 ч 15 Нервная система. Органы чувств ННД. Этические нормы поведения юношей и девушек. 1 ч 16 Размножение и индивидуальное развитие. Гигиена девушки. Гигиена юноши. 1 ч 17 Заключение. Подведение итогов.
Литература для учителя: Богданов Т.Л. «Сборник для поступающих в вузы» М – 2002 г Газета «Биология» И.Д. «Первое сентября» Журнал «Биология в школе» Мурзин Т.М. Активные формы и методы обучения биологии. «Человек и его здоровье» М – 1999 г. Литература для учащихся: Анастасова Л.П. и др. «Человек и окружающая среда» М – 1992 г Батцев А.С. и др. «Человек. Основы физиологии и психологии» М – Дрофа 2000 г Тетчел Д, Веллс Д «Ты и твое питание» М г М г