Место романа «Обломов» в трилогии И.А.Гончарова «Обыкновенная история» – «Обломов» – «Обрыв» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
ЦЕЛЬ: познакомить с историей романа И.А.Гончарова «Обломов»; определить место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» «Обломов» «Обрыв», которое позволит сделать вывод о правомерности авторского объединения этих трёх самостоятельных произведений в своеобразную трилогию; провести анализ концептуального уровня художественных произведений; рассмотреть центральные образы романов.
Когда в старости Иван Александрович Гончаров оглядывался назад, в своё писательское прошлое, он всегда говорил о трёх своих романах – «Обыкновенной истории», «Обломове», «Обрыве» – как о едином романном целом: ГОНЧАРОВ О СВОЕЙ ТРИЛОГИИ «...вижу не три романа, а один. Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеею – перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой – и отражением их явлений в моих изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях и т.д.» («Лучше поздно, чем никогда», 1879).
РОМАН «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» Роман «Обыкновенная история» первое произведение Гончарова, которое он признал достойным печати. Этот роман был написан уже тогда, когда Гончаров вступил в зрелый период жизни (1848 г.). В основе «Обыкновенной истории» лежат три темы Первая из них это романтика, вырастающая на основе паразитической жизни русского крепостнического дворянства. Вторая тема посвящена буржуазии, деловой и деляческой в одно и то же время. Третья тема касается женщины, страдающей в золочёной клетке буржуазного комфорта. Все эти три мотива сплетены между собою в едином эпическом повествовании, вбирающем в себя и ряд иных тем, второстепенных по своему значению, но необходимых для уяснения главного.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА РОМАНА Александр Адуев молодой дворянин, воспитанный в патриархальном барском духе, едет в Петербург к своему дяде. Александр, полный возвышенных мечтаний, любви ко всему человечеству и веры в своё призвание, надеется осуществить в Петербурге три своих мечты прославиться как поэт и писатель, найти «вечную любовь» и «неизменную дружбу». Столкновение героя с жестким и циничным Петербургом превращает его в преуспевающего дельца, такого же циничного как и все, не верящего ни в дружбу, ни в любовь, а только в деньги и расчёт.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА РОМАНА Пётр Адуев дядя Александра и его абсолютный антипод. Богатый и известный в Петербурге человек, презрительно относящийся к людям, не приспособленным к жизненной борьбе, не умеющим владеть собою. Пройдя большой жизненный опыт, он считает, что дружба, любовь, поэзия, слава лишь красивые слова, не существующие в жизни. Дядя всё время давал Александру предсказания, основанные на собственном опыте,которые всегда сбывались: предсказал, что он не прославится ни как поэт, ни как писатель, потому что таланта нет; предсказал ему измену Наденьки за год до того, как она изменила. По сути, почти всё, что произошло с Александром в этой истории, произошло по сценарию его опытного дяди Петра Ивановича.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА РОМАНА Иллюстрации В.Н.Минаева к роману И.А.Гончарова «Обыкновенная история»
РОМАН «ОБЛОМОВ» В основе «Обломова» лежат темы подлинной дружбы и любви гуманизма равноправия женщины настоящего счастья осуждения дворянского романтизма Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 10 лет. Работа над романом шла медленно. Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году. Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Роман рассказывает о жизни Ильи Ильича Обломова, который живёт в Петербурге, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры не могут сдвинуть его с места, и только его друг детства Штольц, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться, окунуться в жизнь, прежде чем он окончательно угаснет в «обломовщине». ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА РОМАНА
Захар слуга Обломова, верный ему ещё с детства. Штольц Андрей Иванович друг детства Обломова, наполовину немец, практичный и деятельный. Ильинская Ольга Сергеевна дворянка, возлюбленная Обломова, затем жена Штольца. Пшеницына Агафья Матвеевна хозяйка квартиры, в которой жил Обломов, затем его жена. Мухояров Иван Матвеевич брат Пшеницыной, чиновник. Алексеев знакомый Обломова, неопредёленный и всегда со всем согласный. Тарантьев Михей Андреевич знакомый Обломова, жуликоватый и хитрый. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА РОМАНА
« Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель…». И.А.Гончаров « Пока остаётся хоть один русский, до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев
РОМАН «ОБРЫВ» Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением романом «Обрыв» (1869). Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых 20 лет. Временами, особенно к концу работы, Гончаров впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. Закончив третью часть «Обрыва», он «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Писатель отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт.
Большая часть действия романа происходит в родовом имении художника Бориса Павловича Райского, куда главный герой приезжает после многих лет, проведённых в Санкт-Петербурге. Райский человек, стремящийся творчески реализовать себя в поэзии, живописи, скульптуре, собирающийся писать роман, но так и не решающийся всерьёз приняться за что-либо по причине своей слабохарактерности. В имении живут двоюродная бабушка Райского Татьяна Марковна Бережкова (её образ воплощает консервативные идеи, стабильность и порядочность, свойственные людям старшего поколения) и две её внучатые двоюродные племянницы: Вера и Марфенька. Вера молчаливая и умная девушка вызывает интерес и симпатию у Райского. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА РОМАНА
Роман Гончарова содержит правдивые образы и картины русской жизни. Три центральных типа эпохи «пробуждения» воплотились в трёх характерах, трех «лицах» «Обрыва». Это бабушка, Райский, Вера один из самых положительных женских образов, созданных Гончаровым, воплощение лучших душевных качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее.. Вокруг этих трёх лиц, трёх «организмов» складывалась вся сложная структура романа сюжет (сюжеты), композиция. Они, прежде всего, и являются целью такого психологического и философского анализа. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА РОМАНА
РОМАН «ОБРЫВ» ЗАВЕРШЕНИЕ ТРИЛОГИИ Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл роман до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для первого из них типичен Александр Адуев, для второго Обломов, для третьего Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества. Прекрасно понимая, что каждая из изображаемых в его романах «эпох» русской жизни есть также эпоха в истории общества, Гончаров сосредоточивает свое внимание на одной, важнейшей для него стороне на пробуждении сознания, пробуждении чувства «восстановлении человеческого в человеке», как сказал бы Достоевский.
Место романа «Обломов» в трилогии И.А.Гончарова «Обыкновенная история» – «Обломов» – «Обрыв» «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе её народа, об её роли на земле. Как человек, как личность, писатель русский доселе стоял освещённый ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни, литературе...» А. М. Горький
ИСПРОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ: Википедия - свободная энциклопедия: Иллюстрации Н.Щеглова к произведениям И.А. Гончарова: Иллюстрации Д.Б.Боровского к произведениям И.А. Гончарова: