Подростковый возраст. Психологические особенности
Из психологического словаря: Подростковый возраст (от 11–12 до 16–17 лет), который характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Кризис подросткового возраста Кризис лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
Подростковый комплекс Проявления подросткового комплекса: чувствительность к оценке посторонних своей внешности крайняя самонадеянность и без апелляционные суждения в отношении окружающих внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения. Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки лет
Для подростков характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью, Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости, Неустойчивость интересов
Парадоксы подростковой психики Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать. Интересно все сразу и ничего. Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем». При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
Смена настроения Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости, Веселье, радость может быстро смениться апатией Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью Неустойчивость интересов
Каковы ощущения подростка? Внутренний Конфликт Я – уникальная личность Я – такой же как и все Чувство взрослости Половое созревание Быстрая смена настроения
Чувство взрослости Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдо взрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков, тусовки, (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.
Борьба подростка: За то, чтобы перестать быть ребенком. За утверждение среди сверстников. За прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность. Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.
Способы выражения (выплескивания) гнева Громко спеть любимую песню Метать дротики в мишень Попрыгать через скакалку Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции Подраться с братом или с сестрой Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом. Пускать мыльные пузыри
Способы выражения (выплескивания) гнева Устроить бой с боксерской грушей Полить цветы Забить несколько гвоздей в мягкое бревно Погоняться за кошкой (собакой) Пробежать несколько кругов вокруг дома Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик) Постирать белье Отжаться от пола максимальное количество раз
Способы выражения (выплескивания) гнева Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит» Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем «зачиркать» его Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.