Новая система оплаты труда и ее взаимосвязь с другими механизмами модернизации образования Н.С. Шерри 22 февраля 2011 г.
ЗАДАЧА: ЗАДАЧА: предоставление гражданам равного доступа к качественной образовательной услуге Необходимы новые экономические механизмы, стимулирующие повышение качества образования Нормативное подушевое финансирование Рост заинтересованности руководителя в эффективном расходовании средств ПРОБЛЕМА! Нет заинтересованности учителя Необходимо введение новой системы оплаты педагогических работников Оплата труда по тарифной сетке не стимулирует учителя к повышению качества образования Зарплата учителя не зависит от количества обучающихся (нет заинтересованности учителя в сохранении контингента)
НПФ СОКО НСОТ Общественно- государственное управление Управление НСОТ НПФСОКО Электронный документооборот
Новая система оплаты труда Базовая часть (ученико-час) Специальная часть Стимулирующая часть - объективность и прозрачность - заинтересованность в каждом ученике - учет всех видов деятельности учителя - учет специфики предметов и программ - стимулирование результативности - разделение понятий «Факт выполнения работы» и «Результативность работы» Право каждого образовательного учреждения принимать систему оплаты труда
от качества его работы (результат) от количества учащихся в классе от количества часов от сложности (приоритетности) предмета от квалификации учителя от круга фактически выполняемых обязанностей От чего будет зависеть зарплата учителя? Ожидаемые результаты от введения НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА повышение профессионального уровня рост интереса учителя к сохранению контингента детей в классе повышение эффективности образовательного процесса повышение роли общественности вынужденная открытость и прозрачность при распределении ФОТа зависимость зарплаты директора от средней зарплаты учителя Управление качеством образования выходит на новый уровень Растет престиж учительской профессии Школа становится привлекательной для молодых специалистов
Отход от уравнительных подходов и обеспечение повышения доходов учителей Обеспечение учета особенностей образовательного учреждения при формировании порядка распределения специальной и стимулирующей частей ФОТ Вовлечение значительного числа педагогических работников, родителей в процесс обсуждения механизмов введения НСОТ Появление заинтересованности руководителя образовательного учреждения в оптимизации штатного расписания и повышении уровня заработной платы педагогических работников за счет введения зависимости оплаты труда руководителя образовательного учреждения от заработной платы учителей в его ОУ Повышение управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, членов органов государственно-общественного управления Эффекты введения НСОТ
Сокращение зон неэффективности: ликвидация диспропорции в структуре работающих – рационализация соотношения педагогического, административно-управленческого и учебно- вспомогательного персонала (70% и 30%) оптимизация соотношения ученик/учитель – поэтапное приближение к общеевропейскому уровню (15 к 1) снижение учебной нагрузки на учащихся за счет использования современных педагогических технологий
Обязанности директора: Директор, осуществляя деятельность в рамках законодательства РФ и нормативных актов Правительства Москвы: –создает условия для повышения оплаты труда работникам учреждения; –обеспечивает соблюдение нормативной правовой базы при введении НСОТ; –предъявляет Совету учреждения предложения по распределению выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда.
Обязанности председателя Управляющего Совета : обеспечивает демократичный, государственно-общественный характер рассмотрения вопроса о стимулировании работников; организует рассмотрение на заседаниях Совета учреждения вопроса об утверждении кандидатур для установления выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда.
Риски: –Психологические; –Временные (сжатые сроки); –Организационные; –Экономические.
РискиПути устранения Несовершенство нормативно-правовой базы для введения НСОТ, необходимость доработки Привлечение общественности к разработке и принятию нормативных локальных актов Психологическая перестройка «трудного» учителя Повышение мотивации педагогического коллектива, создание мотивационной среды в учреждении. Проведение тренингов по психологической адаптации в условиях СОКО, НСОТ. Трудоемкость (временные затраты) расчета при тарификации Повышение квалификации, создание системы эффективного образовательного менеджмента и маркетинга. Некорректность отдельных индикаторов оценки труда педагогических работников Участие Управляющего совета, Совета родителей в распределении бюджетных и внебюджетных средств. Недостаточный размер стимулирующего фонда оплаты труда Повышение эффективности деятельности учреждения ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
Результаты анкетирования учителей в связи с вступлением в эксперимент по НСОТ (на примере одной из школ)
Результаты анкетирования учителей в связи с вступлением в эксперимент по НСОТ
Предлагаемые параметры доля стимулирующей части фонда оплаты труда от общего фонда оплаты труда учреждения; доля фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, от общего фонда оплаты труда работников; подтверждение наличия программы развития учреждения и достижение результатов указанной программы в соответствии с принятыми индикативными показателями по параметрам результативности (эффективность, качество, динамика развития); своевременное предоставление финансового отчета с указанием источников и направлений расходования средств (движение средств) в отчётном квартале и размещение его на информационном ресурсе в сети Интернет;
Предлагаемые параметры подтверждение наличия активного информационного ресурса в сети Интернет, обеспечивающего публичный диалог администрации и педагогического коллектива учреждения с родителями, детьми и местным сообществом; подтверждение наличия органа общественно- государственного управления, наделенного полномочиями по контролю за качеством предоставления услуг в учреждении; подтверждение учёта динамики индивидуальных достижений учащихся во внутренней системе управления качеством образования учреждения; отсутствие обоснованных жалоб на деятельность администрации и педагогического коллектива учреждения.
Спасибо за внимание!