Подготовка к ГИА Экспертиза сочинения. Критерии оценки изложения и сочинения Задание А4. Фонетический анализ слова
Критерий Что проверяется Число баллов СК1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса. Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне СК2 Наличие примеров- аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте. Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры- аргументы не из прочитанного текста
Критерий Что проверяется Число баллов СК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста СК4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста. В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста
Текст сочинения КритерииБал- ли Писатель И. Н. Горелов утверждал: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях и чувствах». Я с ним абсолютно согласна. Попробую это доказать на примере М. Горького. Если мы прочитаем внимательно текст, то увидим, что в предложениях 11 и 12 автор употребляет птиц: коршун, ястреб. Но причем тут птицы, если речь идет о веселье в доме Кашириных? Во-первых, описывая Цыганка, автор пишет: «реял коршуном», «метался золотым стрижом». Благодаря сравнениям и эпитету (золотым) мы легко представляем героя, видим его таким, каким он предстал в пляске, - красивым, легким, энергичным. Вот, сколько оттенков смысла скрывается в обыденном слове, когда оно попадает в руки писателя-мастера! Таким образом на примере этого текста убеждаюсь: когда за дело берется писатель-мастер, слово приобретает новые оттенки смысла, открывает новые мысли и чувства. СК1 ответ на вопрос (2) СК2 Примеры (3) СК3 Логика (2) СК4 Композици я (2) Доказать высказывание лингвиста И. Н. Горелова, который утверждал: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях и чувствах».
Критерии оценки грамотности и фактической точности Грамотность и фактическая точность изложения и сочинения оцениваются вместе! Ошибки ИзложениеСочинение Итог орфографические 0 пунктуационные 0 грамматические 0 речевые 0 фактические 0
Итог
Текст сочинения ОшибкиБалли Писатель И. Н. Горелов утверждал: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях и чувствах». Я с ним абсолютно согласна. Попробую это доказать на примере М. Горького. Если мы прочитаем внимательно текст, то увидим, что в предложениях 11 и 12 автор употребляет птиц: коршун, ястреб. Но причем тут птицы, если речь идет о веселье в доме Кашириных? Во-первых, описывая Цыганка, автор пишет: «реял коршуном», «метался золотым стрижом». Благодаря сравнениям и эпитету (золотым) мы легко представляем героя, видим его таким, каким он предстал в пляске, - красивым, легким, энергичным. Вот, сколько оттенков смысла скрывается в обыденном слове, когда оно попадает в руки писателя-мастера! Таким образом на примере этого текста убеждаюсь: когда за дело берется писатель-мастер, слово приобретает новые оттенки смысла, открывает новые мысли и чувства. Доказать высказывание лингвиста И. Н. Горелова, который утверждал: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях и чувствах».
Текст сочинения ОшибкиВсего Лингвист И. Н. Горелов утверждал: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях и чувствах». Я с ним абсолютно согласна. Попробую это доказать на примере текста М. Горького. Если мы прочитаем внимательно текст, то увидим, что в предложениях 11 и 12 автор употребляет названия птиц: коршун, ястреб. Но при чем тут птицы, если речь идет о веселье в доме Кашириных? Во-первых, описывая Цыганка, автор замечает: «реял коршуном», «метался золотым стрижом». Благодаря сравнениям и эпитету («золотым»), мы легко представляем героя, видим его таким, каким он предстал в пляске, - красивым, легким, энергичным. Вот сколько оттенков смысла скрывается в обычном слове, когда оно попадает в руки писателя-мастера! Таким образом, на примере этого текста убеждаюсь: когда за дело берется писатель-мастер, слово приобретает новые оттенки смысла, открывает новые мысли и чувства. Ф I Р Р I ^ Р ^ Р ^ I Доказать высказывание лингвиста И. Н. Горелова, который утверждал: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях и чувствах». О. – 3 П.- 3 Гр. – 0 Р – 4 Ф - 1
Критерии оценки грамотности и фактической точности Грамотность и фактическая точность изложения и сочинения оцениваются вместе! Ошибки ИзложениеСочинение Итог орфографические 031 пунктуационные 030 грамматические 002 речевые 041 фактические 011 Если по критериям 1-4 выпускник набирает меньше 6 баллов оценка «5» НЕ ставится! Если по критериям 1-4 выпускник набирает меньше 4 баллов оценка «4» НЕ ставится!
Гласные звуки Гласные буквы а о у и ы э е ё ю я Гласные звуки: [а] [о] [у] [и] [ы] [э] Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят: в начале слова: ель [ й' э] после гласной: поёт [ й' о] после Ь вьюга: [ й' у] после Ъ объявит: [ й' а] Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, если стоят после согласного, например: петь [ э ] ключ [ у ] мёд [о ] мяч [ а ] В слабой позиции (безударной) буквы Е, Я могут обозначать звуки: 1. [ и ] (звенит, тянуть); 2. [й' и] (съедобный, объявление)
Согласные звуки Согласные звуки по твердости – мягкости делятся на: парные и непарные. Парные: [б-б'] [в-в'] [г-г'] [д-д'] [з-з'] [к-к'] [л-л'] [м-м'] [н-н'] [п-п'] [р-р'] [с-с'] [т- т'] [ф-ф'] [х-х'] Непарные твердые: [ж] [ш] [ ц] Непарные мягкие: [ч'] [щ'] [й'] Согласные звуки по звонкости – глухости делятся на парные и непарные. Парные: [б-п] [ в-ф] [ г-к] [д-т] [ж-ш] [з-с] Непарные звонкие (сонорные): [л] [л'] [м] [м'] [н] [н'] [р] [р'] [й'] Непарные глухие: [х] [х'] [ц] [ч'] [щ'] Согласные звуки могут оглушаться: нож [ ш] ; озвончаться: сдача [з]
Обратить внимание! Не обозначают никакого звука Ь и Ъ знаки. В некоторых словах согласный звук может выпадать: солнце [-], грустный [-] (непроизносимый) Удвоенные согласные обозначают 1 звук: класс [с], хоккей [к'] Звуки Ж, Ч, Ш, Щ называются шипящими. Звук Ш на письме может быть обозначен следующими буквами: Ш (штука), Ж (дрожь), Ч (конечно). Звук Щ на письме может быть обозначен следующими буквами: Щ (щетка), СЧ (счастье), ЗЧ (указчик, объездчик – «д» не произносится), ЖЧ (перебежчик). Звук Ц на письме может быть обозначен следующими буквами: Ц (цирк), ТС (спортсмен [спорцмэн] ), ДС (средство - [срэцтво] )
Работа с тестами Тренировочный вариант 1 на сайте:
Цитаты для сочинений по разделу: ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ...только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов... (М.Л.Андроников) Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать. (Г. А. Золотова) Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова. (По В. В. Колесову)...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику. (Д. Н. Ушаков) Ударение поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение разрушится всё слово. (Н.А. Федянина)
"Фонетика не сознается носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать" Фонетика изучает звуки речи. Произношение слов в русском языке часто не соответствует их написанию. Когда у человека возникает потребность выразить собственные мысли в письменном виде, он начинает задумываться о грамотном написании слов. Сделать это ему помогают различные правила. Например, в слове "чародей" гласная буква "а" обозначает звук "и", но мы не можем написать это слово с "и", т.к. данную безударную гласную можно проверить словом "чары". Или прилагательное "ловкий" нельзя написать с согласной "ф" соответственно произношению, т.к. проверочным является слово "ловок".
Домашнее задание 1) Повторить теоретический материал по теме: «Фонетика». 2) Написать сочинение по высказыванию, связанному с разделом «Фонетика» темы
Дополнительные материали на сайте «Готовимся к ГИА по русскому языку» «Готовимся к ГИА по русскому языку»