План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов
Это внутреннее побуждение к какому либо действию, он отражает объективные потребности и интересы человека.
1. Мотивы непосредственного побуждения зависят от: деятельности и личности учителя, от отобранного им содержания, от методов преподавания.
Опираются мотивы на: а) положительные эмоции, б)на непроизвольное внимание, в)на симпатию и любовь к учителю, г) на интересное ведение урока ТСО.
2. Посредственное побуждение А) Положительные: Перспективно побуждающие, связаны с определенной целеустремленностью самого ученика, нацеленность его на будущее и на любой вид деятельности. В основе лежит интерес к предмету, желание заслужить одобрение. Б) Отрицательные: Стремление быть лучше, как проявление самолюбия, страх перед строгим учителем, боязнь получить плохую отметку, нежелание быть объектом обсуждения.
В дидактике выделяют несколько взаимосвязанных групп мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы. К ним относятся: а) общественно-политические (чувство долга перед обществом, подготовка к общественной и трудовой деятельности на благо общества), б) профессионально ценностные (подготовка к выбору будущей профессии и участие в будущей трудовой деятельности).
2. Коммуникативные мотивы (или мотивы общения в коллективе) Мотивы связанные: со стремлением личности к самосовершенствованию; со стремлением личности к самосовершенствованию; утверждению в коллективе (чувство ответственности за выполнение заданий, чувство долга перед коллективом). утверждению в коллективе (чувство ответственности за выполнение заданий, чувство долга перед коллективом).
3. Познавательные мотивы среди которых ведущим является : интерес к занятиям, интерес к занятиям, интерес к процессу их добывания, интерес к процессу их добывания, желание узнать как можно больше, желание узнать как можно больше, расширить свой кругозор, расширить свой кругозор, интерес к отдельным отраслям знаний и соответствующим предметам. интерес к отдельным отраслям знаний и соответствующим предметам.
1. непосредственно побуждающие мотивы; 2. перспективно-побуждающие мотивы; 3. познавательно – побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания. В ситуации мотивов обучения существуют 3 вида мотивов: 1. непосредственно побуждающие мотивы; 2. перспективно-побуждающие мотивы; 3. познавательно – побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания.
1. Непосредственно побуждающие мотивы могут возникнуть у: студентов за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данному предмету.
2. Перспективно - побуждающие мотивы. Например, преподаватель объясняет студентам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел, либо у студентов формируется мотив к обучению.
3. познавательно- побуждающие мотивы. Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственного труда
Деятельности без мотива не бывает.
Учебная деятельность должна отвечать следующим требованиям: - объектом усвоения должны быть теоретические понятия; - процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий;
результатом усвоения должно быть: -формирование специальной учебной деятельности, которая имеет свою особою структуру и состоит из таких компонентов как: - учебная ситуация, -учебная задача, - учебные действия, -действия контроля и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов
Мотивы могут быть различными. Мотив может быть в том: 1. чтобы научиться решать задачи, 2. чтобы не огорчать учителя 3. чтобы порадовать родителей хорошей отметкой. Во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.
Мотивы оказывают влияние: - на характер учебной деятельности, - на отношение ребенка к учению.
Если ребенок учится, чтобы избежать -плохой отметки, -наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.
Общее во всей группе мотивов является то, - что они опираются на произвольное внимание связанное с сознательно поставленной целью, - и приложение определенно волевого усилия. Общее во всей группе мотивов является то, - что они опираются на произвольное внимание связанное с сознательно поставленной целью, - и приложение определенно волевого усилия.
3. Мотивы интеллектуального побуждения основываются на: а)интересе к самому процессу умственной деятельности, б)на желание и стремление найти самостоятельный ответ на вопрос или проблему, которая ставится перед учащимися, в) на чувство удовлетворения от его успешного решения.
Мотивы способствуют выработке особого эмоционального отношения, в основе лежит: 1) Интерес и радость познания; 2)Создаётся интеллектуальная потребность пытливого и любознательного ума; 3)Формируется устойчивое эмоциональное состояние.
4) Социальные мотивы основываются на: -осознании долга ответственности, -необходимости на сформировавшиеся мировоззрение и идейной убежденности.
это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности ее поведения.
это активное состояние мозговых структур, побуждающие человека совершать действия направленные на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей.