Комка В.С. Практический психолог ОШ I-III ступеней 53Автор:
2 Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о соотношении сил в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста;
3 Возрастные особенности младшего подростка: восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению худшего; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; отвращение к необоснованным запретам; повышенный интерес к спорту;
Существенные психологические изменения 5-го класса: Резкое изменение условий обучения. Очень много разных учителей. Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены. Непривычное расписание (новый режим). Новый классный руководитель. Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями.
5 Проблемы со старшеклассниками. Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней; Рассогласованность требований разных педагогов; Своеобразный темп, особенности речи, стиль преподавания каждого учителя; Возросший темп работы Другие нормы оценок. Новые, непривычные требования к оформлению работ. Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней Обезличивание подхода к школьнику,(предоставление свободы); Пробелы в знаниях у учащихся. Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника. В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения:
6 Причины проблем с адаптацией учащихся 5-го класса 1. Личностные изменения 2. Самооценка 3. Трудности в сфере общения со сверстниками 4. Закладывание морали, этики
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам. И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями: опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание. Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе. 7
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни: они испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к ухудшению здоровья и снижению успеваемости !
9 Негативные проявления поведения пятиклассников снижение показателей обученности снижение интереса к учебе напряженные отношения между собой повышенная тревожность непредсказуемые реакции отстранение от взрослых протестующий характер поведения по отношению к взрослым
Первый –время эйфории высокий уровень психологического комфорта длится первые две недели сентября. Второй период повседневности Третий период стабильности 10 Динамика адаптационного периода пятиклассников
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала: Дети, которым все дается легко, нередко вообще перестают работать. И здесь разговор об успехе должен быть совсем другим. 11 Для слабых учеников адаптационный период может пройти под знаком «Я начинаю новую жизнь». Это шанс перевернуть страницу и показать себя с лучшей стороны. Середнячкам новый учебный год дает возможность найти свой интерес в какой-то сфере образования, совершить прорыв и тем самым поменять статус в классе... Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей. Им присуща повышенная тревожность.
12 При решении проблемы в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: – учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; – учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; -– уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс; -– уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс; – анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника. – анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
13 Признаки дезадаптации : Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
14 Положительные показатели подросткового возраста: возрастает самостоятельность ребёнка значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности развивается ответственное отношение к себе развивается ответственное отношение к другим людям
15 Признаки успешной адаптации : удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.