Психосоциальная характеристика объектов социальной работы Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент
План 1. Семьи «группы риска». 1.1 Психосоциальная поддержка родителей детей с особыми потребностями. 1.2 Психосоциальная характеристика детей, переживших насилие в семье. 2. Психологическая характеристика детей - социальных сирот. 3. Социальная дезадаптация.
1. Семьи «группы риска» Конфликтные семьи скандалы, унижение достоинства членов семьи Криминальные семьи угроза жизни и здоровью членов семьи, в т.ч. детей; жестокое обращение с членами семей; растление детей, вовлечение их в аморальную деятельность Семьи социального риска (состояние жизненного затруднения) неполные и многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи беженцев и др. Педагогически несостоятельные семьи факты девиантного поведения детей
1.1 Психосоциальная поддержка родителей детей с особыми потребностями ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995) Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Общая характеристика семьи с ребенком-инвалидом Большая занятость решением проблем ребенка. Закрытость для внешнего мира. Дефицит общения, наблюдается отрицательное отношение со стороны окружающих. Частое отсутствие работы у матери. Специфическое положение в семье ребёнка-инвалида. Ограничение возможности полноценных социальных контактов, особенно со здоровыми сверстниками и др. Социальная депривация Личностные расстройства (эмоционально-волевая сфера и др.) ЗПР Слабая адаптация к жизненным трудностям Социальная дезадаптация Еще большая изоляция Нарушения коммуникационных возможностей Неадекватное представление об окружающем мире
Модель поведения родителей при оглашении диагноза Стадия 1 Первоначальная реакция Шок, отрицание диагноза. Амбивалентные чувства или отвержение ребенка Стадия 2 Эмоциональная дезорганизация Гнев на персонал. Самообвинение. Ограничение контактов. Стадия 3 Эмоциональная организация Приспособление Принятие Правила сообщения диагноза Одновременно обоим родителям. Конфиденциальность. Доступные термины. Время для ответов на вопросы. Подробная информация об актуальном состоянии ребенка и перспективах развития, о службах, родительских ассоциациях Факторы: - Наличие опыта воспитания или общения с детьми-инвалидами. - Поддержка друзей и семьи. - Доступность программ сопровождения. - Материальный фактор.
«Обобщённый» психологический портрет родителей детей-инвалидов Выраженная озабоченность. Высокий уровень тревожности. Неустойчивость эмоциональных структур. Социальной робость, подозрительность. Дефект ребенка воспринимают как собственную неполноценность, ущербность. Переживание чувства вины. По мере взросления ребёнка проблемы приобретают все большую социальную окраску (в дошкольном возрасте – проблемы с уходом за ребенком, его поведением, питанием; в школьном, подростковом – проблемы общения, профессионального определения и др.).
Специфический статус ребенка-инвалида Организующий фактор жизни семьи. Роль больного удовлетворяет потребность ребёнка в признании, любви, заботе, но существенно ограничивает его самостоятельность, развитие способностей к социальной адаптации («выученная беспомощность»). Гиперопека (как стиль воспитания) приводит к формированию эгоцентрических установок. Реже - эмоциональное отвержение. Родители пытаются компенсировать своё негативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии. Наличие ребенка-инвалида может отрицательно влиять на воспитание других детей в семье: им уделяется меньше внимания, сокращаются возможности их культурного досуга, дети хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Социальная реабилитация ребенка-инвалида Медицинская реабилитация Лечебные мероприятия, направленные на восстановление и развитие функций, нарушенных болезнью, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей организма с целью обеспечения условий для возвращения к активной самостоятельной жизни. Психологическая реабилитация Комплекс психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Педагогическая реабилитация Восстановление, коррекция и компенсация утраченных и нарушенных функций в процессе общего или специального образования. Ребенок усваивает основы научных знаний и вырабатывает умения и навыки, постигает опыт взаимоотношений в обществе, усваивает бытовые (культура семейных взаимоотношений), деловых (культура профессиональных отношений), правовых стереотипов поведения.
Организационная система комплексной реабилитации АДАПТАЦИОННО- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП - Выявление реабилитационного пространства ребенка КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП - Осуществление комплексной реабилитации ребенка ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ЭТАП - Определение путей интеграции ребенка в общество Определение реабилитационного потенциала. Выбор режимов коррекционно- воспитательной работы Организация и проведение психолого-педагогической, медицинской и социальной реабилитации. Обучение родителей Итоги реабилитации Выдача рекомендаций по реабилитации в домашних условиях. Помощь в определении ребенка
1.2 Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье Формы жестокого обращения с детьми Физическое жестокое обращение - любое нанесение повреждения ребенку (до 18 лет) родителями или лицами, их заменяющими. Психологическое насилие: –психологическое пренебрежение (неспособность обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, защите и внимании); –психологическое жестокое обращение (унижение, оскорбление, высмеивание ребенка). Сексуальное насилие - вовлечение детей в сексуальные действия, значения которых они не понимают и на которые не могут дать осознанного согласия. Наличие привязанности между жертвой и агрессором.
Посттравматический стресс Возможные проявления: игры, в которых отражаются травмирующие сцены; интенсивные негативные переживания при столкновении со сценами, напоминающими пережитое (фильмы); ночные кошмары; может быть потеряна способность испытывать сильные чувства; гиперактивность; у подростков – употребление алкоголя и наркотических веществ и др.
Последствия: Страх повторения насилия (это мешает сконцентрировать на учебной деятельности, снижается успеваемость). Страх и стыд перед тем, что окружающие узнают о произошедшем. Чувство вины (многие дети считают, что каким-то образом заслужили такое наказание). Расстройства эмоциональной сферы (частые смены настроения, тревожность, склонность к слезам и вспышкам агрессии, нарушения сна). Неприятие собственного тела (аутоагрессия). Специфичное проявление – сексуализированное поведение. Ребенок приходит к выводу, что любовь можно заслужить только таким способом, и это единственная форма близости со взрослым.
Начало процесса реабилитации - -это изменение социальной обстановки (помещение в детский дом, приют). -Есть вероятность появления сепарационной тревоги у ребенка (тревога отдаления от значимых взрослых). -Вторая фаза – установление доверия между ребенком и специалистом. -Методы: песочная терапия, серийное рисование, сказкотерапия.
1.3 Психологические особенности детей – социальных сирот Особый социально-психологический статус детей – кризисное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием отвержения родителями, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде. Задачи интернатных учреждений: - снять остроту психического переживания; - провести первичную адаптацию ребенка к жизни в здоровой социальной среде; - восстановить или компенсировать утраченные социальные связи; - вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности: игре, учебе, труду, общению и др.
Последствия воспитания детей в государственных учреждениях Частая сменяемость взрослых в учреждениях, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка. Педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок становится объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье. Групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечет недифференцированность и неосознанность ребенком своего «Я». Жесткая регламентация всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности.
Особенности раннего развития детей - социальных сирот Ранняя депривация (ограничение/лишение контактов с матерью). Депрессивное расстройство затрагивает три сферы. 1. Познавательная сфера. Пониженная любознательность. Глубина задержки умственного развития возрастает с увеличением сроков пребывания в учреждении. Отставание в развитии речи. 2. Моторная сфера. Задержка в овладении предметными действиями. Опережающе развиты навыки самообслуживания. Отсутствие стремления к самостоятельности. Похвала слабо интенсифицирует, а порицание совсем не изменяет деятельность. Неизмененной в условиях депривации остается реакция на тактильные раздражители. 3. Эмоциональная сфера. Нечувствительность к отношению и оценке взрослого. Невосприимчивость к образцам поведения. Возрастающий эмоциональный дефицит. Отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.
Психологические особенности дошкольников – социальных сирот Повышенная «ситуативность» проявляется в разнообразных сферах личности ребенка – в общении, в мышлении, в желаниях и действиях. Слабо развит временной план действий: не планируют, не выделяют и не фиксируют в сознании своих действий. Прошлое и будущее связано с режимными моментами и ограничивается одним днем. Интерес к взрослому, обостренная потребность во внимании и доброжелательности. Снижены инициативность в общении, эмоциональность, способность к эмпатии (сопереживанию). Психогенные реакции: плаксивость, заторможенность/гиперактивность. Депрессивные реакции стерты и проявляются в нарушениях поведения: расстройство сна, аппетита, проявления агрессии.
Психологические особенности младших школьников – социальных сирот Привыкание к подчинению требованиям взрослого, к «жизни по инструкции» подавляет самостоятельность. Агрессивность детей можно объяснить их неудовлетворенной потребностью в родительской любви. Не образовано базовое доверие к миру, не удовлетворена потребность в самоутверждении, в эмоциональном комфорте и др. Я-концепция формируется в условиях депривации отношений с матерью, лишена позитивного содержания, крайне уязвима и защищает себя с помощью враждебности. Цели негативизма: привлечение внимания, демонстрация власти, вымещение на более слабых негативного отношения к сложившейся ситуации; компенсация неполноценности. Бедный конкретно-чувственный опыт приводит к недоразвитию наглядно-образного мышления. Не умеют адекватно оценивать свои качества.
Социально-психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей Уровни социальной дезадаптации беспризорных подростков (в зависимости от срока пребывания в уличной среде) 1 уровень – подростки, пробывшие на улице не более месяца и не успевшие адаптироваться к асоциальным условиям. 2 уровень – пребывание на улице от месяца до года. Опыт употребления алкоголя, наркотиков, риск жестокого обращения и насилия. 3 уровень - нахождение в уличной среде более года. Криминогенный опыт. Широкий спектр деформаций личности: низкая степень социальной нормативности, искажение ценностных ориентаций, отсутствие временной перспективы.
Ограничение репертуара навыков социального поведения, необходимого для успешной социальной адаптации. Неадекватность самооценки: завышенный уровень притязаний, переоценивание своих возможностей. Подросток считает себя невинно пострадавшим от несправедливости окружающих, оправдывает свою агрессивность и несправедливость. Разнообразные невротические нарушения (депрессия, психоастения – падение психического тонуса, подавленность, угнетение и др.). Психопатические черты характера, находящие отражение в разных типах акцентуации. Нарушения в сфере общения при помещении в государственное учреждение, могут выражаться: -в изоляции (избегание контактов, автономия); -в оппозиции (демонстративные негативные действия); -в агрессии (разрушение вещей, причинение вреда, аутоагрессия).
Черты характера выпускников детских домов (С.А. Левин, Ю.В. Логинова) Иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности даже в сугубо личных, частных масштабах. Трудности в общении там, где предполагается свободное, нерегламентированное поведение и способность гибко и спонтанно реагировать и строить отношения. Инфантилизм, замедленное формирование самосознания, незнание и неприятие себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы. Перегруженность негативным опытом, ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей, социально приемлемых возможностей и образцов успеха, которые не дает детский дом.
Формы девиантного поведения у детей и подростков. - Сущность социальной адаптации и дезадаптации личности Социализация -процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. Составляющие процесса социализации: Социальные нормы – механизмы оценки и регуляции деятельности и поведения индивидов и групп. Социальная мобильность – способность гибко, адекватно изменять свое поведение при смене социального статуса. Социальная адаптация – приведение деятельности и поведения человека в соответствие с социальными нормами.
Понимание процесса адаптации Психоанализ: Конфликт Тревога Защитные реакции Гармоническое равновесие, сублимация Конфликт, фрустрация, невроз Когнитивная психология Конфликт Угроза Реакция приспособления Опровержение Регрессия Гармонизация Гуманистическая психология Конфликт Фрустрация Акт приспособления Самоактуализация
4. Социальная дезадаптация личности - процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды. Проявляется в поведенческих отклонениях: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, ЗППП, противоправные действия, нарушения морали. Важнейший показатель неадаптированности – «нехватка степеней свободы» адекватного реагирования в условиях психотравмирующей ситуации вследствие «прорыва адаптационного барьера».
Формы социальной дезадаптации Трудновоспитуе- мость Делинквентное поведение Криминальное поведение Крайние формы социальной дезадаптации Недисциплиниро- ванность Педагогическая и социальная запущенность Аддиктивное поведение (как сопутствующий фактор)
Школьная дезадаптация Это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка: - к успешному овладению знаниями и умениями, - навыками активного общения; - навыками взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности; -нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.
Варианты школьной дезадаптации Депривационный Индуцированный Конфликтно- невротический Патологический
Депривационный вариант (депривация - создание препятствий для удовлетворения потребностей) Семейная, чаще «материнская» депривация или социально- средовые условия интернатного содержания Бедность и недостаточность эмоциональных контактов, безучастность к личностному развитию ребенка. Признаки ЗПР (преимущественно когнитивные нарушения) Несформированность логического мышления (наглядно- действенные способы освоения окружающего). Задержанное формирование личностных свойств (инициативности, любознательности), трудности речевого контакта, неразвитость способности к игровому перевоплощению в ролевые образы. С начальных классов - затруднения в усвоении программ обучения, пассивность в затруднительных ситуациях
Индуцированный (наведенный) вариант – чаще встречается у подростков Дезорганизованная семья с постоянными противоречивыми по направленности конфликтными отношениями (драки, культивирование жестокости) Воздействие неформальной подростковой группы ( культ силы, нарушения «границ дозволенного»). Ведущие психические отклонения – повторяющиеся и фиксирующиеся реакции протеста, оппозиции, отказа. Поведенческие расстройства дилинквентного характера (уход из дома, кража, ранняя алкоголизация). Преобладание нормальных личностных свойств (дефицит познавательных навыков обычно вторичен и компенсируется асоциальным бытовым опытом). Гротескно усиленные эмоционально-личностные и поведенческие отклонения.
Конфликтно-невротический вариант Внутрисемейный, школьный конфликт, сопровождающийся нарастающим психическим напряжением, негативными эмоциональными переживаниями, тревожным ожиданием неудачи. Необходимость затрачивать значительные усилия для удовлетворения своих потребностей, ожиданий взрослых. Поведенческие отклонения в сфере общения (уход в мир фантазий, игры в одиночестве) и м. б. манифестными (чаще - защитно-тормозной тип реагирования). Значительно реже выражены признаки асоциальной личностной деформации, педагогической запущенности. Податливость к воспитательным воздействиям, особенно с положительными эмоциональными подкреплениями.
Патологический вариант В основе - достаточно выраженные клинические нарушения. Существенное влияние биологических факторов. Аффективные, преимущественно депрессивные расстройства; различные формы личностной незрелости - инфантилизма и аномальных аффективно-волевых личностных отклонений). Дети с подобными проблемами требуют комплексного подхода к их оценке ПМПК.
Проявление школьной дезадаптации (когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий компоненты) 1. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка -формальные признаки: хроническая неуспеваемость, второгодничество; -качественные признаки: недостаточность общеобразовательных знаний и умений 2. Нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное. 3. Повторяющиеся нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, взрослым и др.)
Понятие об акцентуациях характера (К. Личко, К. Леонгард) 1. Гипертимный (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность. 2. Дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной. 3. Циклоидный – циклическое чередование 1 и 2.
4. Эмотивный – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, чаще печальное настроение. 5. Демонстративный – стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках. 6. Возбудимый – раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе.
7. Педантичный – выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, чрезмерная аккуратность 8. Застревающий – не может забыть обид, "сводит счеты", склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной. 9. Тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. 10. Экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
11. Интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким. 12. Экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.