Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА Н.Ю. Пахомова
Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» - М.: АРКТИ, 2005
Проект (лат) – брошенный вперёд. совокупность документов, расчётов; предварительный текст документа; замысел, план. Проектирование – процесс создания проекта- прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта.
Приоритетная задача современной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной жизненной позиции
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов
Проектный метод обучения - это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата с обязательной презентацией этих результатов
Деятельность педагога и учащихся на разных этапах проведения проекта 1-й этап- погружение в проект Учитель Знакомит с замыслом проекта. Формулирует: 1. Проблему проекта 2. Сюжетную ситуацию 3. Цель и задачи Мотивирует учащихся. Учащиеся Осуществляют: 1. Личностное присвоение проблемы 2. Вживание в ситуацию 3.Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2-й этап- организация деятельности Учитель Организует деятельность, предлагает: 4. Организовать группы 5. Распределить амплуа( роли, задания) в группах 6. Спланировать работу по решению задач проекта 7. Возможные формы презентации результатов Учащиеся Осуществляют: 4. Разбивку на группы 5. Распределение ролей в группе 6. Планирование работы 7. Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3-й этап- осуществление деятельности Учитель Не участвует, но наблюдает, косвенно руководит детьми: 8. Консультирует учащихся по необходимости 9. Ненавязчиво контролирует 10.Даёт новые задания, если у учащихся возникает в этом необходимость 11. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов Учащиеся Работают активно и самостоятельно: 8. Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща 9. Консультируется по необходимости 10. «Добывают» недостающие знания 11. Подготавливают презентацию результатов
4-й этап- презентация Учитель Принимает отчёт 12. Обобщает полученные результаты 13. Подводит итоги обучения 14. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др. 15. Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и пр. Учащиеся Демонстрируют: 12. Понимание проблемы, цели и задач 13. Умение планировать и осуществлять работу 14. Найденный способ решения проблемы 15. Рефлексию деятельности и результата 16. Дают взаимооценку деятельности и её результативности
Группы умений, на которые проектная деятельности оказывает наибольшее влияние: Исследовательские; Коммуникативные Оценочные; Информационные; Презентационные; Рефлексивные; Менеджерские
Исследовательские умения генерировать идеи; выбирать лучшее решение.
Коммуникативные умения Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций
Оценочные умения Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Информационные умения Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; Структурировать информацию; Сохранять информацию
Презентационные умения Выступать перед аудиторией; Отвечать на незапланированные вопросы; Использовать различные средства наглядности; Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные умения Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Менеджерские умения Проектировать процесс; Планировать деятельность – время, ресурсы; Принимать решения; Распределять обязанности при выполнении коллективного дела
Межпредметные связи
Тема проекта Выбирается из содержания учебных предметов; Близка и понятна детям, Находится в зоне их ближайшего развития
Длительность выполнения проекта краткосрочные (1 - 2 урока) средней продолжительности (до недели) долгосрочные (более месяца) В начальной школе 1-2 недели в режиме урочной-внеурочных занятий при участии родителей
Виды проектов Практико-ориентированные Творческие Информационные Ролевой Исследовательские
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников Реферат Альбом, газета, гербарий; Журнал, книжка-раскладушка; Костюм, макет, модель, сувенир; Сценарий праздника; Учебное пособие