«Работа по профориентации в начальной школе» Доклад подготовила: Солнцева Г.М. учитель начальных классов МБОУ «СОШ 1» Педсовет «Предпрофильная подготовка и профориентация как решающие условия социализации школьников» от г.
Необходимость профориентации в начальной школе Поэтому ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях. База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
Особенности формирования представлений о мире профессий у младших школьников На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.
Профессиональная ориентация представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. 1. Профориентация через учебные предметы 2. Внеурочная профориентационная работа 3. Профориентационная работа с родителями обучающихся Система мер Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.
1. Профориентация через учебные предметы Профориентация через учебные предметы Работа с иллюстрациями и языковым материалом может успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики и др. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, например, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира). В таких играх дидактическая задача урока интегрируется с профориентационной. В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
Экскур- сии Конкурсы, выставки Клас- сные часы Исследо- ватель- ские работы !!! Беседы со специалистами Школь- ные проекты Внеклас- сные занятия Приобщение к кружковой деятельности 2. Внеурочная профориентационная работа
3. Профориентационная работа с родителями обучающихся Режим дня Обязанности детей по дому Взаимоотно- шения детей и родителей Интересы, увлечения, способности детей, в том числе и сформировавшиеся в течение года, и их развитие Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями. В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям. Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.
Вывод Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.