Набойка на ткани - возрождение традиций Автор: Топорова Валерия Педагог: Топорова Татьяна Владимировна Нижний Тагил 2011 г. МБОУ ДОД Станция юных техников 2
Цель: определить востребованность набойки ткани как способа ее украшения рассмотреть технологию нанесения набойки на ткань; проанализировать современные технологии набивки ткани; использовать технологию набойки ткани для создания изделия декоративно-прикладного творчества.
Исторические хроники Набойка способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань. Набойка способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.
Исторические хроники Сначала набивным делом на Руси занимались иконописцы-травщики. Но потом оно было освоено народными умельцами и получило широкое распространение в крестьянской среде. Из всех видов узорных тканей набойка – самая дешевая. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане. Сначала набивным делом на Руси занимались иконописцы-травщики. Но потом оно было освоено народными умельцами и получило широкое распространение в крестьянской среде. Из всех видов узорных тканей набойка – самая дешевая. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане.
Исторические хроники Существовали два основных типа набивных тканей: бело земельные – с рисунком по белому фону, и кубовые – с рисунком по фону синему. Существовали два основных типа набивных тканей: бело земельные – с рисунком по белому фону, и кубовые – с рисунком по фону синему. Кубовая набойка получила свое название от куба чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором. Кубовая набойка получила свое название от куба чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.
Резные доски для выполнения набойки.
Штампы для нанесения рисунка на ткань
Скатерть выполненная кубовой набойкой
Образцы ткани выполненные кубовой набойкой
Исторические хроники Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так называемую бело земельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так называемую бело земельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Количество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок. Количество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок.
Рисунок на ткани выполненный бело земельной набойкой
Исторические хроники С начала 19 века наборный промысел получил в России широкое распространение. С начала 19 века наборный промысел получил в России широкое распространение. Набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (штаны, рубахи) и женской одежды (сарафаны, юбки, фартуки, платки), как подкладочный материал (например, для кафтанов), а также для изготовления различных предметов домашнего обихода (скатертей, занавесок, наматрасников). Набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (штаны, рубахи) и женской одежды (сарафаны, юбки, фартуки, платки), как подкладочный материал (например, для кафтанов), а также для изготовления различных предметов домашнего обихода (скатертей, занавесок, наматрасников).
Ручная набойка: возрождение традиций Рукотворные вещи всегда были на вес золота. Сейчас, во времена высоких технологий и массового автоматизированного производства это актуально как никогда. Рукотворные вещи всегда были на вес золота. Сейчас, во времена высоких технологий и массового автоматизированного производства это актуально как никогда. Применявшаяся веками, но утраченная со временем техника нанесения рисунка на ткань – ручная набойка – в наши дни сохраняется преданными этому ремеслу людьми. Применявшаяся веками, но утраченная со временем техника нанесения рисунка на ткань – ручная набойка – в наши дни сохраняется преданными этому ремеслу людьми.
Современные набойки на ткани Ивановские ситцы Ивановские ситцы Павло – посадские шали Павло – посадские шали Художники занимающиеся дизайном интерьеров с использованием ткани с ручной набойкой Художники занимающиеся дизайном интерьеров с использованием ткани с ручной набойкой
Ивановские ситцы
Павло – посадские шали
Кубовая набойка Елены Диковой Почти исчезнувшая в России кубовая набойка ожила на изделиях каргопольской мастерицы Елены Диковой. Она делает кукол и одевает их в причудливые наряды из ткани, на которую сама наносит кубовую набойку.
Реконструкция традиционного крестьянского костюма конца XIX - начала XX века.
Елена Александровна Шнайдер – член Союза художников России, признанный мастер старинной техники – ручной набойки. Окончила ЛВХПУ им. В. Мухиной. Создает авторские работы в разных жанрах: панно, интерьерные ткани, коллажи, интерьерные объекты из ткани и бумаги. Соединяет современное мышление художника и аутентичную технику ручной набойки. Ткани и панно, выполненные Еленой А. Шнайдер, находятся в экспозициях Государственного Эрмитажа, Всероссийского музея А. С. Пушкина (Царское Село), Государственного Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург), музея Г. Р. Державина и русской словесности его времени (Санкт-Петербург), Литературно-мемориального музея «Музей-усадьба Алексея Толстого» (Самара). Работы художницы украшают интерьеры и находятся в коллекциях Санкт-Петербурга, Москвы, Лондона, Лос-Анджелеса, Иерусалима и т. д.
Набойка, сделанная Евгенией Шнайдер
Нина Чурбакова – член Союза художников России, художник по тканям. С 2000 года проходила эксклюзивное обучение у Елены А. Шнайдер и продолжает работать в творческом содружестве с ней. Нина создает проекты уже под собственным именем, заставляя древний способ художественной работы с тканью быть актуальным в мире современного искусства. В ее работах гармонично соединяются индивидуальное видение художника, декоративные возможности тканей с общей увлечённостью красотой ремесленного канона старинной набивной техники.
Ширма «Бестиарий». Н. Чурбакова
Вывод: Набойка, как способ раскрашивания ткани, не исчезла Набойка, как способ раскрашивания ткани, не исчезла Традиции набойки на ткани сохранились до наших дней, но в новом, современном качестве Традиции набойки на ткани сохранились до наших дней, но в новом, современном качестве