Лекция 2. «Программно-методическое обеспечение обучения в воскресной школе» Курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ Омской и Тарской епархии
Цель учебно-воспитательной деятельности и детской приходской воскресной школы Содействие формированию у детей твердых навыков благочестия, научение истинам православной веры, сознательному и благоговейному участию в литургической жизни Церкви, церковному поведению в различных жизненных обстоятельствах (соблюдение заповедей Божиих, обращение к Богу с общей и частной молитвой)
– благочестие – истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле. Благочестие предполагает правильную веру в Бога, надежду на Его Промышление, знание и исполнение Его заповедей, осмысленное участие в церковном богослужении и освящающих таинствах Церкви, знание и навык частной молитвы. Основные понятия
Главная роль в воспитании благочестия принадлежит богослужению Внимание к словам и действиям богослужения; Понимание слов и действий богослужения; Полное душевное сочувствие богослужению. Традиционные предметы начального религиозного образования: Священная история; катехизис; объяснение молитв; объяснение богослужения.
Документы, регламентирующие содержание деятельности воскресной школы « Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»
Стандарт направлен на обеспечение а) единства образовательного пространства Русской Православной Церкви; б) упорядочивания, систематизации учебно- воспитательной деятельности в воскресных школах Русской Православной Церкви; в) комплексной и эффективной реализации вероучительных программ и программ духовно- нравственной направленности в воскресных школах; г) возможности получения качественных знаний о православной вере, традиции и культуре, приобщения к церковной среде, церковному быту, образу жизни православного христианина.
В основе Стандарта лежит системный подход, который обеспечивает: а) формирование мотивации к воцерковлению и духовно- нравственному совершенствованию воспитанников; б) создание для воспитанников духовной и нравственной среды, способствующей обожению человека; в) построение учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических особенностей детей.
Стандарт реализуется при наличии следующих условий: а) воцерковления воспитанников, приобщения их к православной вере, к Богослужению и Церковным Таинствам, православной традиции и православной культуре, через которые происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви; б) понимания воспитания как спасения; в) понимания образования как раскрытия образа Божия в человеке, его целостности; развитие и совершенствование ума, воли и чувств; г) построение уклада жизни воскресной школы, способствующего воспитанию христианского благочестия, навыков противления злу, нравственному восприятию человека, природы, всего живого и культуры; д) учета подготовленности воспитанников к принятию духовного знания, Божественной Итины, усвоению духовного опыта; е) учет социализации детей вне ограды Церкви.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик воспитанника а) осознающий себя православным христианином, чадом Русской Православной Церкви, и реализующий в своей жизни традиционные православные ценности; б) осознающий себя личностью, социально активной, уважающий закон, выполняющий свои обязанности перед семьёй и обществом; в) осознающий, что Россия - многонациональное государство, и терпимо относящийся к традиционным религиям; г) любящий свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и традиции, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества; д) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, обосновывать свою позицию достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; е) творческий, мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир.
Три ступени реализации учебно-воспитательной деятельности детской воскресной школы а) дошкольная для детей в возрасте 5-6 лет – с нормативным сроком обучения 2 года; б) начальная для детей в возрасте 7-11 лет - с нормативным сроком обучения 4 года; в) основная для детей в возрасте лет – с нормативным сроком обучения 4 года.
Дошкольная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей Комплекс учебно-воспитательных программ для детей 5-6 лет, направленных на формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и традиции, православной культуре.
Начальная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей Комплекс учебно-воспитательных программ для детей 7-11 лет, направленных на формирование православного мировосприятия, усвоение воспитанниками начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия.
Основная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей Комплекс учебно-воспитательных программ для детей лет, направленных на формирование православного мировоззрения, усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, христианской нравственности и культуре, закрепление навыков христианского благочестия, умения применять полученные знания в обыденной жизни, осознанно участвовать в Таинствах и Богослужении Церкви, в социальной, молодежной и миссионерской работе на приходе.
2 части учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами для детей Основная (вероучительная) часть – комплекс базовых вероучительных программ, направленных на усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, богослужении и истории Церкви, а также приобщение их к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви. Дополнительная часть – комплекс личностно и социально ориентированных дополнительных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности, православного христианина.
Людмила Васильевна Сурова
Протоиерей Артемий Владимиров
Материалы для практических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Спасибо за внимание! Ольга Михайловна Потаповская, н.с. Института семьи и воспитания РАО, ст. преподаватель ПСТГУ