Методика работы с текстом Люлюкова М.Н., методист ЦПКИМР по русскому языку и литературе
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на ЕГЭ по русскому языку Сопоставительный анализ требований к уровню подготовки выпускников, изучающих русский язык на базовом и профильном уровнях, показал, что результаты изучения предмета на этих уровнях при формировании основных видов речевой деятельности (слушания и чтения, письма и говорения) совпадают. Это означает, что важнейшие коммуникативные умения, проверяемые на экзамене, являются общими как для экзаменуемых, изучавших русский язык на базовом уровне, так и для тех выпускников, которые учились в профильных классах.
Алгоритм работы с текстом (часть С) 1. Внимательно читаем текст и определяем стиль и тип речи. 2. Формулируем проблему. 3. Переходим к комментарию (должен содержать рассуждение, пояснительные замечания, толкование проблемы. Главное: НЕ пересказ. Цитирование должно быть уместным. Проверьте, соответствует ли Ваш комментарий поставленному вопросу). 4. Формулирование позиции автора по поставленной проблеме. 5. Выражаем своё отношение к проблеме.(Перечитайте ещё раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос. От точности формулировок, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация). 6. Приводим аргументы (2). 7. Работаем над заключением (перечитайте проблемный вопрос; запишите вывод, который должен соответствовать данной проблеме).
Образец работы над сочинением. ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ. Внимательно читаем текст. Определяем стиль, тип речи. Публицистический стиль: перечитываем 1-ый и последний абзацы текста. Ставим вопрос к прочитанным фрагментам текста. В каком абзаце сформулирован авторский тезис? Он соответствует поставленному нами вопросу. Следовательно, вопрос поставлен верно.
Образец работы над сочинением. ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ. По каждому исходному тексту можно сформулировать не одну проблему! Важно помнить об этом и строить свой текст только вокруг одной проблемы! Той, которую Вы сформулировали. Другая проблема-это иные комментарии, позиция, аргументы. И в результате- другой текст.
Образец работы над сочинением. Основные проблемы: 1. Тождественны ли понятия РОМАНТИКА и ЭКЗОТИКА? 2. Нужна ли романтика в современной жизни? 3. Почему людей влечет экзотика и романтика? Итак, проблемы сформулированы.Об этих проблемах размышляет автор статьи.
Формулировка проблем исходного текста Критерии оценивания ответа на задание С1 Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет-1 балл.
Формулировка проблем исходного текста Критерии оценивания ответа на задание С1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста-0 баллов.
Образец работы над сочинением. ПИШЕМ КОММЕНТАРИЙ. Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркнем ключевые слова и фразы.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Критерии оценивания ответа на задание С1 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет-2 балла.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Критерии оценивания ответа на задание С1 Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста- 1 балл
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Критерии оценивания ответа на задание С1 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста-0 баллов.
Образец работы над сочинением. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА. Перечитать поставленный вопрос и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция. Чаще всего наиболее четко она сформулирована в последнем абзаце. Автор считает, что… По-мнению автора,… Автор утверждает, что,… Противопоставляя …., автор всё-таки принимает сторону……..
Образец работы над сочинением ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА. 1. Понятия РОМАНТИКА и ЭКЗОТИКА нельзя смешивать. Экзотика оторвана от жизни; романтика, наоборот, неразрывно связана с ней. 2. Романтика помогает познавать мир. 3. Людям свойственно стремиться к неизведанному, необычному, не замыкаться в ограниченном, обыденном мире.
Образец работы над сочинением ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА. Особую трудность представляет художественный текст с использованием диалога. В нём может быть противопоставлено несколько мнений и авторская позиция не столь явно выражена. Она может совпадать с позицией одного из героев, а может отличаться от всех утверждений, данных в диалогах. Выявить её можно, сопоставляя идеи, анализируя сюжет и художественные детали.
Образец работы над сочинением ВЫРАЖАЕМ СВОЮ ПОЗИЦИЮ. Прочитайте ещё раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Я полностью согласен с автором текста. Даже соглашаясь с автором, свою позицию иными фразами:……
Отражение позиции автора исходного текста Критерии оценивания ответа на задание С1 Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет-1 балл.
Отражение позиции автора исходного текста Критерии оценивания ответа на задание С1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована-0 баллов.
Образец работы над сочинением ПРИВОДИМ АРГУМЕНТЫ-ДОКАЗЫВАЕМ СВОЁ МНЕНИЕ. Попытаемся доказать, что… Находим примеры, подтверждающие это, в литературе и искусстве, истории; вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Вы должны привести 2 аргумента.
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Критерии оценивания ответа на задание С1 Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)-3 балла
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Критерии оценивания ответа на задание С1 Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы-2 балла.
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Критерии оценивания ответа на задание С1 Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт-1 балл.
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Критерии оценивания ответа на задание С1 Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе-0 баллов.
Образец работы над сочинением ПОДВОДИМ ИТОГ-ПИШЕМ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Перечитываем всё, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу. Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
Грамотность При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
Рекомендации по подготовке выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе Усилить контроль выполнения ФКГОС по русскому языку и литературе. Усилить тематический контроль по русскому языку и литературе в 5-11 классах. Контролировать регулярность проверки ученических работ, работы над ошибками Контролировать посещение плановых мероприятий по подготовке к ЕГЭ,ГИА,ГВЭ
Ориентация на планируемые результаты обучения, на целенаправленную подготовку с 5 класса к итоговой аттестации в 9 и 11 классах Систематическое предъявление творческих упражнений, с помощью которых отрабатываются умения: - писать изложения разных видов (в том числе сжатые с использованием разных приёмов сжатия информации); - писать небольшие по объёму сочинения-рассуждения на лингвистические и морально-этические темы Включение заданий, с помощью которых ученик может самостоятельно развивать и совершенствовать умения писать сочинения-миниатюры, сжатые и выборочные изложения и другие творческие работы Предъявление материала, с помощью которого ученики проверяют уровень усвоения учебного материала и тренируются в выполнении разнообразных заданий, в том числе и тестовых
Литература В презентации использованы материалы модульного курса Г.Т.Егораевой (Москва, Экзамен),методические материалы ФИПИ.