Мотивация учения - основное условие успешного обучения
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность организацией образовательного процесса, спецификой учебного предмета субъектными особенностями обучающегося и педагога субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу
Причины спада школьной мотивации: Отношение ученика к учителю Умственное развитие ученика. Личная значимость предмета. Страх перед школой Непонимание цели учения.
Развитие мотивов учения В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: Через усвоение учащимися общественного смысла учения. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем- то заинтересовать его.
негативные моменты недостаточная мотивировка учащихся; недостаточная мотивировка учащихся; стандартность форм работы на уроке; недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.
положительные моменты: соответствие материала по сложности и типу класса; оптимальный темп урока; общая эрудиция учителей; эмоциональность,культура и выразительность речи учителей; сотрудничество с учащимися.
1. Способ раскрытия учебного материала
2. Организация работы над предметом малыми группами
3. Отношение между мотивом и целью
4. Проблемность обучения
Основными условиями формирования положительной мотивации учения являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.
Пути повышения мотивации 1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности; 2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения; 3) характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений; 4)использование личностной индивидуализации.