- воспитание не должно быть формальным, а должно быть ориентировано на ребёнка ; - в воспитании не может быть мелочей ; - воспитание должно быть ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности ; - воспитание должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика, класса ; - воспитание должно строиться не на порицании, а на поддержке ; - воспитание должно способствовать актуализации принадлежности ребёнка к определённой культуре и приобретению культурных ценностей и черт ; - воспитание должно способствовать социализации ребёнка, развитию его социального интеллекта ; - воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов поведения ;
«Здоровье» «Досуг» «Интеллект» «Я и мир» «»Я и моя Родина» «Память» «Я среди людей» «Культура»
Индивидуально - групповой ; Ценностно - ориентационный ; Функционально - деятельностный ; Пространственно - временной ; Диагностико - аналитический ;
Компоненты воспитат. системы класса Составные части (элементы) компонентов Индивидуално- групповой Классый руководитель, учащиеся класса, родители, педагоги и др. взрослые участвующие в воспитат. процессе и жизнедеятельности классного коллектива Ценностно- ориентированный Цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного коллектива; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса Функционально- деятельностный Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельности классного коллектива Пространственно- временной Эмоционально-психологическая, духрвно-нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образоват. Учреждения; этапы становления и развития воспитател. системы Диагностико- аналитический Критерии эффективности воспитател. cистемы; методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы класса; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса : - Первый – этап проектирования системы ; - Второй – этап становления системы ; - Третий – этап стабильного функционирования системы ; - Четвёртый – этап завершения функционирования или коренного обновления системы ;