Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карповская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального района Нижегородской области Учитель русского языка и литературы Л.П. Плотникова
Цель: Научиться различать прямую и косвенную речь. Тренироваться в постановке знаков препинания при прямой и косвенной речи.
Словарный диктант Вазочка с цветами, беспомощный щенок, грустная мелодия, лист березы, весеннее солнце, капустная бабочка, лёгкий ветерок, собирается молодёжь, плывёт морж, интересный рассказ, далёкая деревня.
Ответьте на вопросы: Что такое прямая речь? Из каких частей состоит предложение с прямой речью? Какое место в предложении может занимать прямая речь? слова автора? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? до слов автора?
Сравните: Покупатель благодарно сказал продавщице: «Я доволен покупкой». Дед сказал маме: «Мы поедем за грибами». « Ты меня не вини», - испуганно сказала старуха. Покупатель благодарно сказал продавщице, что он доволен покупкой. Дед сказал маме, что мы поедем за грибами. Старуха испуганно сказала ему, чтобы он её не винил.
Задание: Запишите одно из предложений, заменив прямую речь косвенной. Произведите синтаксический разбор. 1. Шепчут тонкие осинки в тёмных зарослях лесных: «Приходите к нам с корзинкой после дождиков грибных». (З.Александрова) 2. Мама сказала: «Тайное всегда становится явным».
Проверка 1. Шепчут тонкие осинки в тёмных зарослях лесных, чтобы приходили к ним с корзинкой после дождиков грибных. 2. Мама сказала, что тайное всегда становится явным.