ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка компетенций Оценка – это процесс создания и сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию, или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.
Оценка компетенций Обучение, основанное на компетенциях, по сути своей ориентировано на активность обучающегося, который сам осваивает знания и умения в их целостности, взяв на себя управление собственным обучением, и методы оценки направлены на измерение освоенных целостных компетенций, а не отдельных знаний и умений.
Принципы оценки Сбор свидетельств осуществляется непрерывно в течение всего периода обучения, т.е. в процессе освоения компетенций в определенных заранее контрольных точках, а также в ходе итоговой оценки. Оценка основана на критериях. Оценка основывается на представленных свидетельствах освоения компетенций обучающимся. Оценка освоения модуля производится на основе всех свидетельств, включая и свидетельства, предоставленные в ходе итоговой оценки.
Отличие оценки компетенций от традиционной: сравнение результатов с критериями участие обучающихся в планировании оценки Признаки качественной оценки: Обоснованность – средства оценки оценивают именно ту компетенцию, которая является целью обучения. Все лица, проводящие оценку, руководствуются одинаковыми критериями. Достоверность – одинаковые условия для оценки всем обучающимся. Проверка не механической памяти, а умений использовать знания в конкретных ситуациях трудовой деятельности. Реалистичность – соответствие методов оценки имеющимся ресурсам. Гибкость – оценка проводится по мере подготовленности обучающегося, когда он готов продемонстрировать освоенные компетенции
Методы оценки Задания; Сбор образцов деятельности обучающихся, демонстрирующий освоение ими требуемых компетенций; Экзамен (беседа, собеседование, тестирование, интервью); Индивидуальные или групповые проекты; Журналы/дневники, которые ведут обучающиеся; Практические задания по демонстрации умений.
Проект Индивидуальный или групповой вид работы согласно задания. Проекты могут представлять собой: исследование – групповое или индивидуальное исследование по заданной теме; - процесс – разработка, создание, представление какого-либо продукта.
ПРОЕКТ понимание и использование понятий в конкретной области использование/выбор методов исследования, источников информации, в т.ч. справочной литературы способность анализировать, оценивать, делать выводы и давать рекомендации понимание процесса /планирование использования умений / умение планировать время способность выполнять задание /создавать/ конструировать/действовать умение пользоваться инструментами и использовать различные техники и технологии умение разрабатывать/творческие умения/умение решать проблемы /оценивать презентационные умения умение работать в команде /сотрудничать. Проект позволяет обучающемуся продемонстрировать, как правило, 2-4 из следующих параметров:
Практическое задание (демонстрация компетенций) Оценка освоения указанных технических / сквозных / ключевых компетенций. Оценка данных компетенций может проводиться в течение процесса обучения и в итоговой процедуре оценки. Демонстрация компетенций может проводиться индивидуально или в группе в различных условиях, например, в учебной аудитории, в лаборатории, на рабочем месте.
Характеристика процесса оценки Планирование оценки – планирование способа сбора свидетельств, наиболее полно и адекватно отражающих освоение компетенции, включая отбор методов оценки. При планировании процесса оценки необходимо определить виды и методы оценки, соответствующие данному модулю Виды оценки текущая итоговая
План текущей оценки Действие Оцениваемые компетенции (когнитивные/ практические) Методы и формы оценки Важно! Содержание и методы проведения оценки должны соответствовать оцениваемой компетенции
Свидетельства освоения компетенций физические объекты, произведенные обучающимся; деятельность обучающегося (под наблюдением оценщика); видеозаписи; аудиозаписи и т.д.; результаты выполнения заданий, включая проекты и case studies; ответы на письменные/устные вопросы; результаты ролевых игр; записи в журналах обучающегося, «портфель свидетельств».
Критерии оценки достоверность, т.е. они должны быть непосредственно связаны с оцениваемой компетенцией; достаточность - должно быть достаточно свидетельств для демонстрации устойчивого качества деятельности в течение определенного периода времени.
Важно! При вынесении решения о достижении обучающимся задач обучения, помимо свидетельств, полученных в ходе итоговой оценки, должны учитываться свидетельства, полученные в ходе текущей оценки и собранные в «портфель свидетельств». Именно текущая оценка обеспечивает необходимую обратную связь и придает процессу оценивания обучающий характер.
Обеспечение объективности оценки использовать проверочные листы для экзаменаторов, содержащие четкие ответы на вопросы и критерии оценки деятельности; проводить оценку с участием минимум двух оценщиков. Важно! Оптимальный метод оценки компетенций - демонстрация умений и знаний (компетенций) на рабочем месте или в контексте, имитирующем рабочее место.
Документация по оценке План текущей оценки Руководство по оценке модуля Памятка по оценке для обучающихся Оценочные ведомости Оценочные задания
Руководство по оценке название и номер модуля; общая характеристика процесса оценки, где указывается, какие свидетельства должен собрать преподаватель (оценщик) для оценки компетенций обучающегося по модулю; общие принципы и подходы к оценке - здесь указываются методы оценки, оценочные задания и используемая система критериев. Рекомендуется указать оптимальный метод оценки данного модуля, такой как, например, демонстрация обучающимся умений и знаний на рабочем месте, или проекты;
Памятка для обучающегося название и номер модуля; описание компетенций, которые должны быть освоены по завершении обучения; критерии оценки; процедуры сбора свидетельств и сроки их представления; описания форм оценки и оценочных заданий.
Оценочные ведомости Два документа: Контрольная ведомость обучающихся : специальность обучения, название модуля, задача модуля, фамилия, имя и отчество обучающегося, ф.и.о. оценщиков, дата и результат оценки, подпись оценщиков. Сводная ведомость результатов освоения модуля.
Требования к оценочным заданиям четкое описание задания, включая требуемое время на его выполнение, задание должно быть направлено на проверку освоения конкретных действий/целостных компетенций модуля, выполнение задания должно быть обеспечено ресурсами и/или материалами, описание задания должно включать требования к представлению результатов выполнения задания, т.е.к представлению свидетельств, в описании задания должны содержаться критерии оценки.
Сбор свидетельств (портфолио) Инструкции по сбору свидетельств для обучающегося, написанные четким и понятным языком; Свидетельства должны быть четко ориентированы на достижение задачи модуля; Должны указываться: - типы и формат свидетельств; - примерный формат представления свидетельств; - критерии оценки; - ресурсы и материалы, которые могут быть предоставлены обучающимся для создания требуемых свидетельств; - сроки представления свидетельств.
Важно! Результаты выполнения обучающимися практических заданий непосредственно в ходе процесса обучения будут считаться доказательствами их знаний и умений. Ведомости наблюдений следует использовать для документальной записи удовлетворительных результатов выполнения практических заданий. По возможности, к соответствующим контрольным ведомостям следует прилагать доказательства результатов деятельности обучающихся.