Исполнитель: ученица 11 класса МОУ «СОШ 10» Торопова Юлия Владимировна Руководитель: учитель биологии в МОУ «СОШ 10» Свистунова Людмила Константиновна Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» Город Инта, 2010 год
Методы антропометрии Соматометрические– длина и масса тела, диаметры, окружности (грудной клетки, головы, запястья и т. д.) Физиометрические (функциональные) – жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила Соматоскопические (состояние опорно- двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Процентные (Центильные) ряды 3% 10%25%50%75%90%97% Масса тела по возрасту 97 % Гармоничное развитие опережающее возраст 90 % 75 % Гармоничное развитие соответствующее возрасту 50 % 25 % 10 % Гармоничное развитие ниже возрастных норм 3% Длина тела по возрасту Центильный метод
Идеальный вес (кг) = рост (см) Метод Поля Брока Для мужчин Идеальный вес (кг) = 0,9 * (рост (см) - 100) Для женщин Идеальный вес (кг) = 0,85 * (рост (см) - 100) Индекс Кетле Индекс Кетле = Вес (кг) / Рост 2 (м)
Дефицит (избыток) веса тела = Идеальный вес - Реальный вес Отклонение от идеального веса (%) = (Идеальный вес - Реальный вес)*100% / идеальный вес Если реальный вес отличается от идеального в пределах 10 % в обе стороны это допустимое отклонение. Превышение возрастной нормы веса на 15-25% соответствует ожирению 1 степени; на 25-50% - 2 степени; на % - 3 степени; более чем на 100% - 4 степени. Снижение веса ниже нормы называют гипотрофией. Если дефицит составляет 10 до 20% - это гипотрофия 1 степени; от 20 до 30% - 2 степени; более 30% - 3 степени (данную степень гипотрофии еще называют дистрофией).
Из приведённой выше таблицы можно сделать вывод, что в целом 11 класс развивается гармонично, и показатели антропометрических данных его учащихся близки к среднестатистическим показателям. Однако есть значительные и массовые отклонения, такие как малая величина экскурсии грудной клетки (50% исследованных), относительно большая длина ног (11 из 12 учащихся), выраженное и незначительное нарушение осанки (8 человек), а также выраженное плоскостопие (50% учащихся). Нарушения осанки и плоскостопия являются очень опасными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, поэтому очень важно знать способы их лечения и профилактики. Далее предложены некоторые теоретические данные и рекомендации по борьбе и профилактике с нарушениями осанки и плоскостопием.