А.А.Каврева, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, руководитель НОУ «Родник» МБОУ ДОД ДПиШ А.А.Каврева, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, руководитель НОУ «Родник» МБОУ ДОД ДПиШ Моделирование современного урока на примере электронного календарно- тематического планирования как форма научной организации труда современного учителя истории как форма научной организации труда современного учителя истории
представить вариант моделирования современного урока истории на примере инновационного учебно- методического комплекса (ИУМК) Сопоставить современные требования к уроку и календарно-тематическое планирование Изучить теоретические аспекты научной организации труда современного учителя. Разработать инновационный учебно- методический комплекс (ИУМК)
временные затраты учителя истории на подготовку к уроку. КТП как форма научной организации труда учителя составление рекомендации по использованию ИУМК социологическое исследование изучение и анализ научной и научно-популярной литературы
I Глава. Теоретические основы научной организации труда учителя на основе использования компактного электронного календарно-тематического планирования Фредерик Тейлор: начало науки об организации труда и производства А.А.Богданов: тектология - моделирование процессов Гаррингтон Эмерсон: комплекс взаимосвязанных предприятий Генри Форд: практическая реализации НОТ реализации О.А. Ерманский : принцип оптимума
Каждый учитель, проработавший 2-3 года, знает, что поговорка «Каждой веще - свое место» - залог успешной подготовки и проведения урока. Порой поиск нужного текста в книге, из которой выпала закладка, может отнять несколько минут. А поиск нужной книги? А если таких книг не один десяток? Со временем количество материала возрастает, поэтому возникает необходимость создавать папки для его систематизации [13]. Таким образом, оптимизация работы учителя при подготовке, сборе, хранении и доступе к информации, можно считать одной из составляющих научной организации педагогического труда.
Требования к КТП в современных условиях Принципы научной организации труда учителя истории: Принцип оптимальности. Принцип гуманизации. Принцип экономии сил, средств и времени на организацию обучения. Принцип индивидуализации и конкретности поручения определенных дел. Принцип единства теории и практики обучения Принцип плановости доказывает, что стихийно-эмпирические, разрозненные методы обучения, хаотично применяемые в образовании, вряд ли способны решить главные задачи правового обучения и воспитания современных школьников. В этой связи важно, учитель уделял особое внимание планированию в системе обучения. Порядок в деле – порядок в доме
урокам в школе II Глава. Опытно-экспериментальная работа по решению проблемы сокращения рабочего времени учителя истории при подготовке к урокам в школе п/п Подготовка конспекта урока Отбор презентаций, аудио, видео материалов Подготовка дидактического материала Итого 25 Среднее значение
Анализ полученных данных доказал необходимость изменения в организации труда учителей истории В процентном отношении временные затраты отдельных групп учителей представлены на диаграмме. Здесь видно время, затрачиваемое на один урок учителями.
Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) Скриншоты 5 и 6 классы
Скриншот папка «Презентации» Скриншот папка «ВИДЕО» Скриншот папка «АУДИО»
Заключение 1. Средние показатели подготовки к урокам показывают сокращение времени при подготовке с ИУМК в 2-4 раза 2. ИУМК - форма научной организации труда 3. Разработан ИУМК в соответствии с требованиями моделирования современного урока. Ииспользование данного ИУМК привело к стабильной динамике роста качества знаний учащихся
Использованные источники информации Интернет-ресурсы Википедия «Научная организация труда учителя информатики» htm htm «Научная организация педагогического труда» kozel.narod.ru/html/nine501. htm kozel.narod.ru/html/nine501. htm «Компьютер для организации труда учителя физики» Певцова Е.А.. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС с., перейти к содержанию учебника pravu-ucheb-dlya.html Певцова Е.А.. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС с., перейти к содержанию учебника pravu-ucheb-dlya.html Аудиокурсы по всем классам Видео 5 класс. Видео 6 класс. История Средних веков. Видео 7 класс. Видео 8 класс. Видео 9 класс. Видео «История государства российского» Разумов А.Е. «Электронный журнал как средство научной организации труда учителя» 2009 г.
Литература Богданов А. А. Тектология - Всеобщая организационная наука. - Берлин- Санкт-Петербург, 1922Тектология - Всеобщая организационная наука Ерманский Осип Аркадьевич. Система Тейлора. Что несёт она рабочему классу и всему человечеству. – Петроград-Москва, 1918 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- М, 2010 Лейси Роберт. Форд: Человек и машина, 1986 Лучкина Т.В. Пути становления профессионализма молодого учителя современной школы // Педагогика Основы практической педагогики: Учебное пособие М.: ТЦ Сфера, 2008 Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Учебное пособие. М., 2008 Студеникин Михаил Тимофеевич. Методика преподавания истории в школе.- М, 2008 Тейлор Принципы научного менеджмента,1911Принципы научного менеджмента Тейлор Ф. Управление фабрикой, 1903 Эмерсон Гаррингтон. Двенадцать принципов производительности, 1911Эмерсон Гаррингтон