Публичная презентация опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Зимовниковской СОШ 6 Парахиной Ирины Викторовны
Актуальность Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Е.Н.Ильина, В.А.Сухомлинского, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании. Значение разработки данной проблемы в наше время определяется тем, что в современной дидактике наметился отход от воспитания конформистских личностей, не имеющих собственных убеждений, не умеющих отстаивать своё мнение, безразличных к творческой деятельности. Проблемы, связанные с развитием культуры общения, речевой культуры в наши дни приобретают особую актуальность и значимость. В повседневном общении, в деловой речи, в информационном пространстве необходимо грамотно, культурно и доступно излагать свои мысли. Важность развития творчества школьника, его способности при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность, индивидуальность является сейчас очевидной. Все великие люди (независимо от их профессиональной деятельности) были критическими личностями: они всегда имели своё особое мнение, умели его отстаивать, отличались неординарными творческими способностями. Возможности русского языка и литературы позволяют выйти на метапредметный и поликультурный уровень обучения и воспитания, сформировать у учащихся информационно- коммуникативную и культуроведческую компетенции
Проблема: развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций Цель: создание условий для формирования речевых навыков и творческих способностей учащихся, развития их индивидуальности, творческого потенциала, речевой культуры
Вовлечение учащихся во внеклассную работу, способствующую развитию творческого потенциала личности, культуры речи и навыков общения в поликультурном пространстве Создание системы работы по развитию творческой языковой личности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы, способствующих развитию творческих способностей учащихся, их речевых умений Задачи
Методологическая основа Концепция воспитания ребёнка как человека культуры (Е. В. Бондаревская) личностно- ориентированный подход в нравственном воспитании(И.С. Якиманская). В них обосновывается принцип гуманизации отношений педагога и учащихся ; принцип вариативности, реализуемый через использование различных методик и технологий; принцип развивающего обучения, основанный на применении методов творческой деятельности, развитие умственных способностей, самообразования учащихся; принцип индивидуализации обучения, который предполагает учёт уровня развития каждого ученика
Динамика учебных достижений учащихся за три года
Итоговая аттестация выпускников Учебный год Класс Кол-во учащихся Предмет КачествоУспеваемость Русский язык (ГИА) 52% 65% 100% (13%)Литература 100% Русский язык (ЕГЭ) Средний балл 59,6 96% Независимая экспертиза Дата проведения Класс Кол-во учащихся Предмет КачествоУспеваемость б 19 Русский язык (в новой форме) 75% 93%
Применяемые методы и технологии Проблемно – поисковые методы Исследовательские методы Метод проблемного изложения Проектные методы - Технологии критического мышления - Технологии проблемного обучения - Коммуникативно-диалоговые технологии - Технологии проектного обучения
уроки-путешествия КВНы Экскурсии уроки открытых мыслей уроки-размышления творческие гостиные брейн-ринги лекции, основанные на сотрудничестве семинары дискуссии Формы урочной деятельности
Проектная деятельность Факультативы Олимпиады Конкурсы Научно-практические конференции
Направления урочной и внеурочной деятельности Работа с детьми, нуждающимися в социальной поддержке (проект «Дари добро») Программа «Одарённые дети» Программа «Школа толерантности» Программа по духовно-нравственному воспитанию «Зеркало» Программа «Подросток» Программа «Семья» Социальные проекты: общественно-политические, экологические, здоровье с охранные, волонтёрские.
2008 – 2009 Краснощекова Дарья 1 место 2009 – 2010 Краснощекова Дарья 1 место Русский язык 2009 – 2010 Кравцова Ея 2 место 2010 – 2011 Столбунова Олеся 2 место 2012 – 2013 Николаева Дарья 1 место Литература 2009 год Районный конкурс «Если бы депутатом выбрали меня» Потоцкий Олег 2 место 2012 год «Моё право» Потоцкий Евгений 1 место (область) Творческие конкурсы 2010 год Районный конкурс молодых поэтов Краснощекова Дарья 1 место Рыганцева Полина 1 место Кравцова Ея 1 место Столбунова Олеся 2 место Творческие конкурсы 2011 год Зональный конкурс чтецов «Путь к мастерству» Краснощекова Дарья 2 место Кравцова Ея лауреат Рыганцева Полина лауреат Творческие конкурсы Результаты деятельности учащихся.
Достижения учащихся
Внеурочная деятельность Рост охвата деятельностью Удовлетворенность деятельностью Результаты опроса родителей Результаты опроса учащихся
Обобщение опыта работы п / п Тема выступления Год 1. Проблемы преподавания литературы в классах старшей ступени Протокол МО 2 от г. 2. Обучение русскому языку посредством деловой игры Протокол МО 3 от г. 3. Мастер-класс «Проблема воспитания и образования в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Педагогичес кий марафон, май 2010 г. 4. Ключевые компетенции обучающихся и способы их развития в условиях внедрения государственного образовательного стандарта Протокол МО 2 от г. п/ п Тема выступления Год 1. Организационные и методические основы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА в 2008 – 2009 учебном году Рекомендации по реализации регионального компонента литературного образования Рекомендации по подготовке к мастер – классу и его проведению Метод проектов в преподавании литературы Участие в работе вебинара по проведению в 2013 г. ГИА и ЕГЭ 2013
В центре внимания – личность ребенка! Собственная активность, деятельность Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием Наследственность Среда
Хорошему учителю достаточно иметь два качества – большие знания и большое сердце. Л.Н.Толстой
Год прохождения курсовой подготовки Тематика Место прохождения 2004 год«Интернет-технологии для учителя- предметника» Ростовский региональный центр Федерации Интернет Образования 2006 год«Организация воспитательного процесса в школе» Московский АПК и ПРО 2006 год«Воспитание»Ростовский ИПК и ПРО 2008 год«Современные образовательные инновационные технологии» Ростовский ИПК и ПРО 2009 год«Управление современными воспитательными системами в условиях модернизации образования» Ростовский ИПК и ПРО 2010 год«Методы эффективного обучения, мониторинга и оценивания уровня обученности русскому языку и литературе» Ростовский ИПК и ПРО 2010 год«Основы православной культуры»Ростовская – на – Дону Епархия 2013 год Развитие профессионально-педагогических компетенций и творческих способностей учителей-участников профессиональных конкурсов Ростовский ИПК и ПРО Повышение квалификации
Достижения в урочной и внеурочной деятельности