Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.И.Тютчев) Её глаза как два тумана, полуулыбка, полуплач, Её глаза как два обмана, покрытых мглою неудач. (Н.Заболоцкий).
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев) Её глаза как два тумана, полуулыбка, полуплач, Её глаза как два обмана, покрытых мглою неудач. (Н.Заболоцкий).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем
Сравнение – сопоставление двух объектов и нахождение у них сходного. ?
Чтобы признать оборот сравнительным, необходимо найти два сопоставляемых объекта и выделить признак, по которому они сравниваются ( такой признак называется основанием сравнения)
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
Сравнительный оборот с союзом КАК выделяется запятыми, если 1. Он обозначает уподобление, никаких других оттенков не содержат (КАК имеет значение «подобно») Как чайка, парус там белеет. (М. Лермонтов) Степь уходила вдаль, Обширная и ровная, как море. (Л. Соболев).
Сравнительный оборот выделяется запятыми, если 2. Оборот начинается словосочетанием КАК И В её глазах, как и во всем лице, было что-то необычное.
Сравнительный оборот выделяется запятыми, если 3. В основной части предложения имеется указательное слово ТАК, ТАКОЙ, ТОТ, СТОЛЬ. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Н. Гоголь). Черты лица его были те же, как и у сестры. (Л. Толстой).
Сравнительный оборот выделяется запятыми, если 4. Оборот выражается сочетанием КАК ПРАВИЛО, КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ, КАК ОБЫЧНО, КАК ВСЕГДА, КАК ПРЕЖДЕ, КАК СЕЙЧАС, КАК ТЕПЕРЬ, КАК НАРОЧНО и др. Занятия начались, как обычно, в девять часов. Помню, как сейчас, свою первую учительницу. Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.
ПРИМЕЧАНИЕ. Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу. Вчерашний день прошел как обычно.(т.е. по обыкновению)
Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: 1. Если на первый план в обороте выступает обстоятельственное значение ( обычно образа действия на вопрос КАК?) Как дым рассеялись мечты.(М. Лермонтов). (ср. рассеялись дымом). Как демон коварна и зла.(М. Лермонтов) (ср. демонически коварна). Примечание: Обычно обороты с КАК в этих случаях можно заменить творительным падежом существительного или наречием..
Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: 2. Если основное значение оборота - приравнивание или отождествление Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…(М. Лермонтов). (ср. …любил меня, считая своей собственностью.)
Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: 3. Если союз КАК имеет значение «в качестве» или оборот с союзом КАК (приложение) характеризует предмет с какой- либо одной стороны. Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин). Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста.
Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: 4. Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота). Как ребенок душою я стал. (И. Тургенев) Я смотрел как очарованный. (Арсеньев)
Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: 5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание НЕ или слова СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО, ПОЧТИ, ВРОДЕ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ИМЕННО, ПРЯМО, ПРОСТО и др. Было светло почти как днем. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые.
Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми: Если оборот имеет характер устойчивого сочетания Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (А. Чехов).
Устойчивые сочетания. Белый как лунь, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, дрожит как осиновый лист, катался как сыр в масле, красный как рак, летит как стрела, похожи как две капли воды, свеж как огурчик, слушал как завороженный, мрут как мухи, как в воду канул, голодный как волк и др.
Составьте предложения, используя устойчивые обороты с союзом «как»
Тест. Задание 1. В КАКОМ СЛУЧАЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ. А) Отец и мать ей как чужие. Б) Как нарочно в кармане не было ни копейки. В) Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика.
Задание 2. Найдите предложение с устойчивым словосочетанием (знаки препинания не расставлены) А) Она сама ходила как дикая. Б) Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка. В) Наш герой дрожит как осиновый лист.
Задание 3. Найдите предложение со сравнительным оборотом. А) Это кто такие и что им надобно? Б) Важно не что он сказал, а как он сказал. В) Он поступил не как друг.
Задание 4. В каком предложении оборот составляет именную часть составного сказуемого? А). Один как изумруд, другие как коралл. Б). Старик заплакал как дитя. В). Я через всю жизнь как через тысячу лет пронес это воспоминание.
Задание 5. В каком предложении нет запятой. (знаки препинания не расставлены) А) В гневе он как гром загремел как сталь засверкал. Б) Все вокруг какое-то церковное, и маслом пахло так же крепко как в церкви. В) На улице было много людей как в праздник.
Проверка теста и его анализ. 1 - Б 2 - В 3 - В 4 - А 5 - А
Задание 1. В КАКОМ СЛУЧАЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ. А) Отец и мать ей как чужие. (Именное сказуемое) Б) Как нарочно в кармане не было ни копейки. (Оборот с КАК НАРОЧНО) В) Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика. (Употреблено в качестве)
Задание 2. Найдите предложение с устойчивым словосочетанием. А) Она сама ходила как дикая. Б) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. В) Наш герой дрожит как осиновый лист.
Задание 3. Найдите предложение со сравнительным оборотом. А) Это кто такие и что им надобно? (Это простое предложение) Б) Важно не что он сказал, а как он сказал. (Союз КАК во второй части СП) В) Он поступил не как друг.
Задание 4. В каком предложении оборот составляет именную часть составного сказуемого? А) Один как изумруд, другие как коралл. (сказуемое КАК ИЗУМРУД, КАК КОРАЛЛ) Б) Старик заплакал, как дитя. (Старик –подлежащее, заплакал- сказуемое, как дитя- сравнительный оборот) В) Я через всю жизнь, как через тысячу лет, пронес это воспоминание. (Я –подлежащее, пронес –сказуемое, «как через тысячу лет»- сравнительный оборот.)
Задание 5. В каком предложении нет запятой. А) В гневе он как гром загремел как сталь засверкал. (нет запятой, т.к. обстоятельственное значение) Б) Все вокруг какое-то церковное, и маслом пахло так же крепко, как в церкви. (Есть запятая, т.к. есть слово ТАК) В) На улице было много людей, как в праздник. (Есть запятая, так как со значением уподобления, «подобно»)
Если допустили много ошибок, не печальтесь! Поработайте над этой темой дома и выполните тест еще раз…
Орфоэпическая разминка
Орфоэпическая разминка Кладовая Отчасти Нефтепровод, газопровод Пахота Мельком Мизерный Облегчить Цепочка.
Орфоэпическая разминка Кладовая хороша не для сарая. Отчасти фигуру делим мы на части. В нефтепровод пустим нефть, а не смесь вод. Пахота – причина страха-то. Мельком взглянули мы на ель ту. Доход мизерный, хотя расчёты верны. Чтобы боли облегчить, зубы мы начнём лечить Цепочка куплена для дочки.
Подготовка к ГИА и ЕГЭ
Готовимся к ГИА иЕГЭ. Выпишите из 2 предложения прилагательное в сравнительной степени. (1)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, живётся труднее, чем бесчувственным. (3)И беспокойнее. (4)Но их совесть чиста. (5)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6)Их, как правило, уважают окружающие.
Готовимся к ГИА и ЕГЭ. Выпишите из 3-6 предложений слово с чередованием гласных в корне слова. (1)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, живётся труднее, чем бесчувственным. (3)И беспокойнее. (4)Но их совесть чиста. (5)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6)Их, как правило, уважают окружающие.
Готовимся к ГИА и ЕГЭ. Укажите номер предложения с обособленными согласованными распространёнными определениями. (1)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, живётся труднее, чем бесчувственным. (3)И беспокойнее. (4)Но их совесть чиста. (5)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6)Их, как правило, уважают окружающие.
Готовимся к ГИА и ЕГЭ. Из первого предложения выпишите слова, образованные суффиксальным способом образования. (1)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, живётся труднее, чем бесчувственным. (3)И беспокойнее. (4)Но их совесть чиста. (5)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6)Их, как правило, уважают окружающие.
Благодарю за работу.
Домашнее задание В произведениях художественной литературы найти 5-6 предложений со сравнительными оборотами и объяснить знаки препинания.