Тема «Родники духовности» Не плоть, а духовность делает человека человеком. Л. Фейербах Высокая душа при малейшем случае стремится к добродетели; душа низкая не иначе, как ползком, идет к своей цели. Конфуций Выполнила: Ефимова Е.В., учитель литературы
Что же заставило нас обратиться к теме выбора способов самоутверждения в жизни? «Покрытая пеплом», но горячая история, ожог от прочтения которой так и не проходит, и даже непроизвольно льющийся бальзам слов не может утолить боль. Мы имеем в виду роман «Сломанная кукла», опубликованный в 2000 году. Автором потрясшего нас произведения является Альберт Лиханов, которого, образно говоря, можно назвать душой и совестью русской культуры. Именно этот роман об испытании человеческого духа комфортом и побудил нас бросить взгляд назад в литературу XIX века в поисках корней затронувшей нас проблемы духовного недуга. Цель нашей работы – исследовать истоки нравственного оскудения в современной литературе на примере романов М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. Горького и А. Лиханова. Кстати отметим, что мы рассматриваем явление нравственного падения под новым углом, когда оно обретает «родовой характер», то есть семья сама выращивает внутри себя бездуховность. Все это дает нам право представить на ваш суд работу, которая является исследовательской не только в области литературы, но и в области души.
Цель: Исследовать истоки нравственного оскудения личности в современной литературе на примере романов М.Е.Салтыкова- Щедрина А.М. ГорькогоА.А. Лиханова
Задачи : Воспитывать духовно развитую личность, способную к созидательной деятельности в современном мире. Развивать творческое воображение учеников, потребность в самостоятельной исследовательской работе. Овладевать умениями грамотного использования компьютерных технологий для создания собственных проектов. у
Актуальность проекта: Проект «Родники духовности» определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: тема исследования, являющаяся одной из основных в русской литературе XIX-XX, особенно актуальна сейчас, поскольку политико-экономические потрясения вызывают в душах людей страсть к наживе, деньгам, а нравственные ценности становятся чем- то ненужным. И не случайно 2007 год объявлен Годом ребенка, а 2008 – Годом семьи.
Основополагающий вопрос: Как сберечь родники духовности? Проблемные вопросы: 1.Почему происходит трансформация человеческой личности? 2. Вследствие чего она приобретает семейный характер?
Итоги анкетирования учащихся Обязательно! нет да Не знаю Как вы думаете, тема «Родники духовности» на основе произведений М.Е.Салтыкова - Щедрина, А.М. Горького и А.А. Лиханова должна рассматриваться на уроках литературы? Вывод : таким образом, мы можем сказать, что проблема создания здоровой семьи актуальна и тема «Родники духовности» должна быть изучена на уроках литературы.
Этапы проведения проекта: Погружение в проект: Чтение романов М. Е. Салтыкова-Щедрина, А.М. Горького и А.А. Лиханова, подбор критической литературы по соответствующей теме. Реализация проекта: Написание исследовательской работы, составление дидактических материалов, буклета Подведение итогов: Выполнение контрольного теста, презентация проекта а
Выводы: 1. Семья- это та сфера человеческого бытия, в которой потеря нравственных основ равнозначна абсолютной гибели личности и ведет к разрыву не только духовных, но и кровных связей, ведь основой истинных родственных уз не могут быть отчуждение от семьи и лицемерие. 2. За убийство собственной души закон не наказывает. Карает сама Жизнь, заставляя «расплачиваться» собственными детьми. 3. Животрепещущая история о вопиющей бездуховности, разрастающейся изнутри семьи, «как плесень», и поглотившей её, воплощенная в романах М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. М. Горького, не может оставить равнодушными ни одного читателя, тем более современного. Из кровного родства, полагали писатели, должна произрасти семья духовная, иначе утраченная основа общества повлечет за собой разрушение и государства. 4. В выборе темы и ее разработке А. Лиханов, автор романа «Сломанная кукла», продолжает лучшие традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. М. Горького. Исследование произведения, которое является основой нашей работы, приводит нас к мысли, что автор изображает характеры, которые можно назвать «мертвыми душами» жестоких реалий России ХХI века. Мы полагаем, что в создании подобных типов, а также двупланового эпилога, располагающего читателя к раздумьям, размышлениям над состоянием современного общества и его основы - семьи, проявилось подлинное мастерство и новаторство писателя. Следует отметить и такую особенность, как подбор символичных названий вариантов эпилога: в первом конце – «Финита ля комедия» - чувствуется ирония автора, а во втором – «Финита ля трагедия» - его боль и его плач.
Структура УМП 1. Визитка, методические разработки (план – конспект урока).Визиткаметодические разработкиплан – конспект урока 2. Работы учеников: презентация, буклет,презентациябуклет критерии оценивания презентации,критерии оценивания презентации критерии оценивания буклета.критерии оценивания буклета 3. Дидактические разработки: кроссворд, тест, контрольная работа. кроссвордтестконтрольная работа 4. Используемые ресурсы. 5. Об авторах.
Ресурсы. 1. Д. С. Лихачев «Письма о добром» / Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, Санкт- Петербург 1999 г. 2. М.Е. Салтыков- Щедрин «Я люблю Россию до боли сердечной» Молодая Гвардия, Москва 1975г. 3. А.С. Бушмин «Великий русский сатирик Салтыков- Щедрин», «Знание», Ленинград,1976г. 4. Е.И. Покусаев, В.В. Прозоров «Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин», / «Просвещение», Ленинград, 1977г. 5. М.С. Горячкина «Сатира Салтыкова- Щедрина» / «Просвещение», Москва, 1976г. 6. «М. Горький. Биография писателя» И. М. Нефёдова / «Педагогика», Москва, 1986г. 7. Альберт Лиханов «Сломанная кукла» (Журнал «Мы», 2 и 3, 2002г). 8. Альберт Лиханов «Драматическая педагогика» / «Педагогика», Москва, 1986г. 9. Альберт Лиханов «Смысл сущего» / «Советская Россия», Москва, 1985г.
Ефимова Евгения Васильевна, учитель высшей категории МОУ «Гимназия 6» г. Новочебоксарска ЧР Александрова Анна, ученица 11 класса