Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова.
Advertisements

Люблю отчизну я! Михаил Юрьевич Лермонтов. Сражение Бородино.
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Философская лирика А.С.Пушкина Выполнили ученики 10 «А» класса: Яковлева, Ильичев, Кузнецов, Горбунов, Загороднов, Шишляков, Сафина.
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Автор проекта: Е.Селезнева, ученица 9 класса МОУ лицея 9 Волгограда.
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
Мои обманчивые сны Любовь в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Творческое название: Гонимый миром странник…. Автор: Степанова Н. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской.
ИСПОВЕДЬ «Он исповедался в своих стихах, невольно, увлечённый восторгом поэзии». А.С.Пушкин о Байроне.
Ельцова Е.С. "А Лермонтов есть Лермонтов навеки..." Творчество М.Ю.Лермонтова Модуль 3 … Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал,
Почему, говоря о Байроне, мы сразу вспоминаем М. Ю. Лермонтова, а не А. С. Пушкина ? © Павлова Мария, 2010.
Авторский стиль. Художественные особенности. Место произведения в мировой литературе.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
Их взоры прикованы к небу (Мотив звезды в русской поэзии XIX и XX века) Исследовательская работа Учащихся 11Б класса МОУ СОШ 10 с углублённым изучением.
Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
Концепт «одиночество» в лирике М.Ю. Лермонтова.. Что такое одиночество? Испытываете ли вы сострадание к одиноким людям, почему?
Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт - романтик
Транксрипт:

Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта

Все лирические произведения Лермонтова пронизывают философские мотивы. Наиболее полно они выражены в стихотворениях («На жизнь на­ деяться страшась…», «Ночь» (I-III), «Когда б в покор­ности незнанья…», «Чаша жизни», «Парус» и особенно в лирическом монологе «1831-года 11 июня». *** Под ношей бытия не устает И не хладеет гордая душа; Судьба ее так скоро не убьет, А лишь взбунтует;мщением дыша Против непобедимой, много зла Она свершить готова, хоть могла Составить счастье тысячи людей: С такой душой ты бог или злодей…

Пафосом философской лирики Лермонтова является его стремление к самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру. В центре внимания поэта столкновение дьявольского и божественного в душе человека. Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также ставил перед собой философские вопросы. Во многих случаях в самой постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова намечаются ответы.

Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит его не в гармонии и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…». *** Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?

Лермонтов отвергает настоящее и все надежды возлагает на будущее, в котором только и возможно идеальное устройство жизни («Оставленная пустынь предо мной…», «На жизнь надеяться страшась…»). Поэт понимает, что бегство от действительности невозможно и лишено смысла. Чем зорче он вглядывался в жизнь, тем яснее ему становилось, что нельзя быть равнодушным к бедам человеческим со злом надо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного «Я». И самое страшное оно порождает равнодушие к миру и людям. *** Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна. Находишь корень мук в себе самом, И небо обвинить нельзя ни в чем!

Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место во вселенной («Мой дом», «Небо и звезды», «Для чего я не родился…»). Он заявляет о несправедливости вселенских и человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда готов видеть виновника мирового зла («Ночь. I», «Ночь. II»), Поэта волнует «загадка жизни и смерти», он часто поднимает тему бессмертия души, но при этом склонен к утверждению материальной жизни как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что толку жить!.. Без приключений…»).

С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести. Этот голос никогда не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к духовному наследию наших великих поэтов и писателей, открывая в их творчестве новые стороны, заставляющие нас совершенно иначе посмотреть на мир.