СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г. Светлого Калининградской области Шагрова А. А
Какие виды словосочетаний вам известны ? А)Серебряный век, антоновские яблоки, третье тысячелетие Б)Примерять противников, надеяться на лучшее, увлекаться спортом В)Говорить наобум, приехал стажироваться, шла пританцовывая).
Выберите из данных примеров только словосочетание. Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, читать лёжа.
Почему не являются слово- сочетаниями некоторые примеры? Около дома (это существительное с предлогом), кто следующий, это предложения, состоящие только из грамматической основы). Назовите способ связи в остальных примерах.
Ответы последний звонок, бегущая строка – согласование; последний звонок, бегущая строка – согласование; решать задачу, подключение к сети – управление; решать задачу, подключение к сети – управление; действовать решительно, очень хорошо, читать лёжа – примыкание. действовать решительно, очень хорошо, читать лёжа – примыкание.
Какие грамматические значения могут иметь словосочетания? А) Определение – солнечный день, шарф в клетку (клетчатый шарф ), наш класс – т.е. отвечает на вопросы Какой? Чей? А) Определение – солнечный день, шарф в клетку (клетчатый шарф ), наш класс – т.е. отвечает на вопросы Какой? Чей? Б) Обстоятельственное – жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя (главное слово обозначает действие или признак, зависимое – признак этого действия или признака, отвечает на вопросы: Как? В какой степени? Где? Куда? Когда? Как долго? Почему? И другие вопросы обстоятельств. Б) Обстоятельственное – жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя (главное слово обозначает действие или признак, зависимое – признак этого действия или признака, отвечает на вопросы: Как? В какой степени? Где? Куда? Когда? Как долго? Почему? И другие вопросы обстоятельств. В) Дополнительное - читать книгу, восхищаться талантом, внимательный к людям (главное слово обозначает действие или признак, а зависимое – предмет, на который направлено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей ).
Что такое синонимичные слово - сочетания ? Словосочетания разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значению: Словосочетания разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значению: дверь на балкон – балконная дверь, дом из кирпича – кирпичный дом.
В чём особенность следующих словосочетаний : Хочу отдохнуть, надо отметить, можно сказать ? Хочу отдохнуть, надо отметить, можно сказать ? Составьте предложение с этими словосочетаниями и выделите грамматическую основу. Составьте предложение с этими словосочетаниями и выделите грамматическую основу. Подобные словосочетания называются неделимыми, они являются одним членом предложения. Подобные словосочетания называются неделимыми, они являются одним членом предложения.
Чем различаются простое и сложное предложение? В чём отличие грамматической основы от словосочетания? В чём отличие грамматической основы от словосочетания? Чем в предложении может быть выражено подлежащее? Чем в предложении может быть выражено подлежащее? Чем в предложении может быть выражено сказуемое? Чем в предложении может быть выражено сказуемое? Назовите основные виды сказуемых? Назовите основные виды сказуемых?
Определите, какие сказуемые являются составными : 1. Он начнёт учить. 2. Он будет учить. 1. Он начнёт учить. 2. Он будет учить. 3 Он дал слово молчать. 4. Мы держали победу. 5. Он перестал заниматься. 3 Он дал слово молчать. 4. Мы держали победу. 5. Он перестал заниматься. 6. Он готов помочь. 7. Ты обязан знать. 8. Он совсем задрал нос. 9. Он задрал голову кверху. 10. Я рад вас слышать. 8. Он совсем задрал нос. 9. Он задрал голову кверху. 10. Я рад вас слышать.
Составными являются сказуемые 1, 4, 6, 7, 10. Остальные сказуемые – простые глагольные: Составными являются сказуемые 1, 4, 6, 7, 10. Остальные сказуемые – простые глагольные: 2 – выражено формой составного будущего времени, 3, 4 – неделимыми словосочетаниями, 8 – фразеологическим словосочетанием, 9 – простым глагольным сказуемым. Может ли сказуемое не согласоваться с подлежащим? Приведите примеры. Может ли сказуемое не согласоваться с подлежащим? Приведите примеры.
Может, преимущественно в разговорной речи, если выражено отглагольными словами. Примеры: А бабочка крылышками бяк -бяк-бяк-бяк, а за ней воробышек прыг-прыг –прыг - прыг. (Ю.Ким.) А бабочка крылышками бяк -бяк-бяк-бяк, а за ней воробышек прыг-прыг –прыг - прыг. (Ю.Ким.) Подруга каждая тут тихо толк подругу. (И. Крылов.) Подруга каждая тут тихо толк подругу. (И. Крылов.)
В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится? Если сказуемое присоединяется сравнительными союзами ( как, будто, словно, точно): Если сказуемое присоединяется сравнительными союзами ( как, будто, словно, точно): А) Её глаза словно звёзды. Подруга мне как родная. Б) Если подлежащее выражено личным местоимением: Она врач. Я спортсмен. В) Если при сказуемом есть отрицательная частица не: В опасности забор не препятствие. Бедность не порок. Если на подлежащее падает логическое ударение, тире может ставиться и в этих случаях. Если на подлежащее падает логическое ударение, тире может ставиться и в этих случаях.
Чем прямое дополнение отличается от косвенного ? Прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога. Это бывает, когда сказуемое выражено переходным глаголом. Примеры : Прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога. Это бывает, когда сказуемое выражено переходным глаголом. Примеры : Он читал учебник. Они смотрят фильм. Мы пишем контрольную. Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа Мы пишем контрольную. Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа Примеры: Налейте мне чаю. Я не читал этой статьи. Все остальные дополнения – косвенные. Сделайте разбор по членам предложения: Сделайте разбор по членам предложения: 1. Корни питают листья. 2. Автомобиль обогнал автобус. 3. Мать любит дочь.
Приведите примеры несогласованных определений, найдите синонимичные им согласованные определения. Дверь из стекла – стеклянная дверь, платье из ситца - ситцевое платье, брюки в полоску – полосатые брюки. Дверь из стекла – стеклянная дверь, платье из ситца - ситцевое платье, брюки в полоску – полосатые брюки.
Чем согласованные приложения отличаются от несогласованных?
Несогласованными являются приложения, выраженные собственными наименованиями печатных изданий, художественных произведений, предприятий и т.п. Несогласованными являются приложения, выраженные собственными наименованиями печатных изданий, художественных произведений, предприятий и т.п. Примеры: фабрика Рот- Фронт, опера Хованщина, теплоход Павел Бажов,Хованщина, теплоход Павел Бажов, Журнал Юность. Несогласованные приложения не пишутся через дефис, с согласованными приложениями дефис употребляется, если и существительное, и приложение – имена нарицательные: сторож – старик, утёс –великан.
В чём особенность обстоятельств, выраженных сравнительными оборотами?
Они выделяются запятыми. Однако в некоторых случаях запятая не ставится: А) Если сравнительный оборот можно заменить формой творительного падежа: А) Если сравнительный оборот можно заменить формой творительного падежа: Летит как стрела ( летит стрелой ) Б) Если сравнительный оборот является фразеологизмом: Б) Если сравнительный оборот является фразеологизмом: Мальчишки бежали как угорелые.
Какие предложения называются односоставными? На какие группы они делятся? Какие предложения называются неполными ? Какие предложения называются неполными ?
1. Раннее утро. 1. Раннее утро. 2. Рассвело. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. 4. Газеты нам приносят днём.
Все эти предложения полные, односоставные: 1 – назывное, 2 – безличное, 3 – определённо – личное, 4 – неопределённо - личное.
Являются ли однородными членами повторяющиеся в предложении слова? С какой целью они употребляются? Приведите примеры.
Не являются. Употребляются для большей выразительности в художественном и разговорном стилях речи. Не являются. Употребляются для большей выразительности в художественном и разговорном стилях речи.Примеры: 1. Громыхая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сердитее… ( И. Бунин) 2. Зимы ждала, ждала природа… ( А.Пушкин) 3. Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! ( Л.Толстой.) 4. Русь, Русь! Куда мчишься ты? ( Н.Гоголь) 5. Бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе. (И.Бунин)