Технологии формирования ключевых компетентностей: критического мышления, коммуникативности, креативности. Развитие исследовательских компетенций. Из опыта работы. Поваляева Е.Н. учитель МБОУ СОШ с..Толстая Дубрава Навыки будущего
Социальный заказ общества Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РКМ «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Китайская пословица
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
5 Базовая модель ТРКМ Первая стадия – вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний)вызов Вторая стадия – осмысление (реализация смысла: активное восприятие материала, соотнесение реализация смысла старых знаний с новыми) Третья стадия – рефлексия (обобщение, определение направлений в дальнейшем изучении материала)
Вопрос+ верю, - не верю 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3. Верите ли вы, что впервые термин радиус встречается лишь в 16 веке? Прием Верю-не верю
Прием «Корзина идей и понятий» Можно «складывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Согласны ли вы...? Верно ли...? ПРИЕМ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»
Прием «Знаю – хочу узнать - узнал». Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работаю в паре: что я знаю о теме урока? Ставлю перед собой цели Что я знал, а что узнал?
тема Приём «Кластер» (гроздья)
ПРИЕМ «СИНКВЕЙН» – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
П РИЕМ «Д ЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ » Листья Листья - аргументы обоснование этих предположений Ствол дерева – тема Ствол дерева – тема Ветви - предположения вероятные и возможные
Технология « Критического мышления» Личный рост ребенка Приобщение к духовному опыту человечества развитие индивидуальности
Результативность ТРКМ : Самовыражение Повышает мотивацию Социальная адаптация Самореализация Творчество
формирует точку зрения формирует точку зрения аргументирует свои мысли аргументирует свои мысли Коммуникативный подход отстаивает свою позицию отстаивает свою позицию включает в активный поиск истины включает в активный поиск истины
Групповая работа самоутверждение Эмоциональная и содержательная поддержка Опыт контроля и самооценки мотивация
Исследовательская деятельность учащихся. « В исследовательском методе (методе исканий), в основу берётся не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не даётся как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом ». Б. В. Всесвятский «Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребёнке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.» А. В. Савенков
Принципы исследовательской деятельности систематичность мотивированность психологический комфорт
Условия организации исследовательской работы на уроке. 1. У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворённости имеющимися представлениями. 2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание. 4. Новые представления должны быть более плодотворными, то есть вести к новым идеям, помогать решить проблему, обладать более широкими возможностями для объяснения или предсказания. 3. Учащиеся должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися.
Навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач. видеть проблемы выдвигать гипотезы задавать вопросы давать определение понятиям классифицировать наблюдать делать выводы доказывать и защищать свои идеи
Результат исследовательской работы: интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка; умение работать с информацией; опыт целеполагания; опыт планирования; расширение кругозора; развитие мышления; развитие эмоциональной сферы; опыт публичного выступления
Креативность способность видеть мир принципиально в другом свете и находить новые пути использования различных вещей и ресурсов
Самостоятельная работа учащихся по выполнению творческих заданий и учебных проектов Условия развития креативности у младших школьников
задатки активная жизненная позиция упорный труд интерес Условия для развития креативности:
Дети смогут статьИкарами, Взмоют в небо беспредельное, Если силами Учителя Прочно будут крылья выращены.
Спасибо за внимание! Всем творческих успехов! Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль? А.С. Пушкин