Выполнила: ученица 11 класса Черных Зоя Учитель: Тарасенко С. И. Символы вечности в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»
Она, жизнь ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодала она. Одну бы только Матеру?! Из повести
Повесть в оценке критики С.Семенова: «Прощание с Матерой» – не столько повествование о некоем конкретном затоплении одного сибирского острова, сколько философская повесть, ставящая вопрос о границах и нравственных пределах прогресса. Насыщенно-символическое ее звучание расширяет смысл происходящего до судьбы целой земли…»
Цели работы определить на основе сюжета основную идею повести; связать представление о теме и идее произведения с отношением к затоплению Матеры представителями разных поколений семьи Пинигиных; выразить свое понимание значения образов-символов в повести.
Сюжет Действие книги происходит в 60-ых годах XX века в деревне Матёре, расположенной посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Многие люди не хотят оставить Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен..
Сюжет В аналогичной ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после уезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матёру. Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь внук Дарьи, Андрей, или её соседка, Клавка. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни. Книга говорит о борьбе старой и новой жизни, традиции и современной техники. Старую жизнь символизирует фантастический персонаж Хозяин Острова, дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с нею, а также царский листвень, мощное дерево, которое пожогщики санитары так и не смогли ни свалить, ни сжечь.
Главный вопрос автора Стоит ли технический прогресс того, чтобы лишать людей, без их на то согласия, привычного уклада жизни, отрывать от родной почвы? А не кроется ли в достижениях технического прогресса разрушительная сила, которая приведет к уничтожению природной среды? Открытый финал
Смысл названия повести 1. «Прощание» от слова «проститься» 2. «Матёра»: а) - материк, берег у реки, гора, горный, твердая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, не насыпной, ненаносной; остров, суша (по В.И.Далю); б) Материк – земля, окружённая со всех сторон океаном (остров Матёра – это как бы «малый материк»); в) мать – земля, мать – Родина; г) Матёрый – здоровый, крепкий (народный уклад жизни) а) обменяться приветствиями при расставании; б) покинуть что-нибудь, расстаться;
Персонажи повести Повесть "Прощание с Матерой" была написана в 1976 г. Это произведение о человеке и земле, на которой он живет и которая для него является малой родиной. Дарья Пинигина – старуха, старожил Егор сосед Дарьи Пинигиной Настасья жена Егора Андрей внук Дарьи Пинигиной Клавка соседка Андрея ДАРЬЯ - ПАВЕЛ - АНДРЕЙ
Центральный персонаж повести Она самая старая из старух, самая уважаемая. У Дарьи могучий, несгибаемый характер. К ней тянутся люди, потому что от неё веет силой и уверенностью. Она винит себя и в том, что землю её предков затопят. Дарья пытается уговорить сына и внука перевести родные могилы, но это не удаётся, и старуха винит себя и в этом. Дарья и представить себе не может, что уедет жить в город, покинет избу своих предков, старуха готовит свой дом к смерти: перед сожжением она обряжает его, как обряжают покойника. Смерть не страшна для Дарьи. Гораздо страшнее для неё предать Матёру. Поэтому героиня, собрав вокруг себя«единомышленников», остаётся с островом до последнего. Дарья является воплощением вековых нравственных устоев Дарья - сильная, побеждающая; «обладающая добром, благой» (перс.) «…Дарья ничем не могла помочь старухам, но они шли к ней, собираясь вместе, чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать смелей и надёжней»
Сильный женский характер «Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого. В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки…» (В.Г.Распутин)
Отношение поколений к происходящему «Старые»«Молодые» Отношение к «малой родине» Дарья любовно, бережно относится к родному месту – Матёре. Здесь всё для нее родное – она не мыслит своей жизни без Матёры. 1. Павел не чувствует «какого-то надрывного чувства», когда видит пожар родной избы. 2. Петруха сжёг свой дом, чтобы получить за него деньги Отношение к предкам Дарья в самое трудное время идёт на могилу родителей, просит у них совета. Она хочет перевести с собой в городской посёлок их могилы. 1. Павел так и не перевёз могилы. 2. Андрею эта идея кажется странной. 3. Петруха оставляет мать без дома. Она вынуждена искать приют у подруги. Отношение к природе Человек и природа слитны воедино Человек оторван от природы
«ОТЦЫ» люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это Богодул, дед Егор, Настасья, Сима, Катерина «ДЕТИ» молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню с историей в триста лет. Это Андрей, Петруха, Клавка ?
Самые сильные эпизоды повести Разорение кладбища Прощание Дарьи с избой Уничтожение «царского лиственная»
Царский листвень, ему отведена отдельная глава в повести. Это глава-притча. Огромная лиственница. Но это ОН – листвень, без него нельзя представить Матёру, так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полуверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми. С ним связана вся жизнь Матёры. Вот и до него добрались люди, которым приказано очистить остров. Они рубили листвень топором – но топор отскакивал обратно, пытались пилить – не брала его пила, обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал, только мазал его сажей. Люди вошли в азарт, им хотелось победы, злились, придумывали новые способы. Но на голой и обезображенной уже в этом месте Матере продолжал властвовать царский листвень. «Царский листвень»
образ огня образ «царского лиственная» образ хозяина Символы повести ЖИЗНЬ СВЕТ СМЕРТЬ МРАК
Образ огня Огонь является символом торжества света и жизни над смертью и мраком. Символ очищения и домашнего богатства. Символ обновления и рождения в новом воплощении. Огонь можно разделить на две составляющие - свет и жар. Если первое понятие отвечает за интеллект, эмоции, то второе – за тепло и уют, благополучие. Образ «царского лиственная» K категории почитаемых и священных деревьев относились особенно старые деревья, растущие в поле или вблизи целебных источников. Вблизи священных деревьев совершались различные обряды. Запрещалось рубить их и наносить вообще какой – нибудь вред. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья считались покровителями окрестностей - сел, домов, колодцев, озер, охраняли от града, пожаров и т.д. Образ хозяина Хозяин острова – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверёк. Он является добрым духом острова. Никто его не видел и не встречал. Хозяин знает все, что происходит в его владениях. Он кружит над островом в надежде защитить от беды. В конце повести Хозяин вместе с Матерой уходит в неизвестность. В народных поверьях говорится о добрых духах – покровителях. Например, дом охраняет Домовой, баню – Банник, лес – Леший и т.д. По образу этих духов Распутин создал своего Хозяина –покровителя Матеры. Символы повести
Образ Матёры «Матера» - главный образ – символ повести. Это и название деревни, и острова, на котором она стоит. Этот образ ассоциируется и со Всемирным потопом и с Атлантидой. Матёра – это и образ матери – земли, и метафорическое название России, родной страны, где «от края до края хватало и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости.
Прощание с Матерой «Каждое прощание не может происходить без боли и трагедии, разрыва с таким устоявшимся порядком». «Прощаться надо, без него нет движения, вопрос о том, как прощаться, отбросив все, как старую рухлядь, или любовно, по - человечески, не отряхивая родной прах с новой обуви, не забыв взять с собой все то нетленное, что выработали поколения живых людей до тебя». С.Семенова
Проблематика повести города и деревни жизни и смерти исторической памяти свободы выбора (остаться в деревне или ехать в город) пагубного влияния человека на природу взаимоотношений поколений («отцов» и «детей») власти и народа гибели деревни под напором цивилизации любви к своей малой родине
Актуальность и значение повести Потеря Матеры – тоже опыт, тоже важное и необходимое нам разумение о том, откуда мы родом, и о том, что мы, народ, испытали, какую лепту внесли во всеобщую историю человечества, о чем человечеству можем нынче поведать. В потере Матеры – отчет эмоциональный, отчет чувства и переживания (С.Залыгин)
Информационные ресурсы D0%BD%D0%B0+%D D0%BD%D0%B0+%D BB%D0%B0%D0%B2%0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B5+%D1%81+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2% D0%B0%D1%80% 0%BE%D0%BC&hl=ru&newwindow=1&sa=X&tm=isch&prmd=imvns&tbnid=H yhyTHE1z5Z3M:&imgrefurl= 0%25BE%25D0% 5B2%25D1%2581%25D025BA%25D0%25B8%25D0%25B5&docid=AvBohAmfMNpSMM&imgurl= radi kal.ru/i425/ /f5d08af6dd0d.jpg&w=1570&h=1954&ei=cNfZTGsOoqEwbws6GJCA&zoom=1&iact=hc&vpx=783&vpy=397&d ur=1878&hovh=2 1&hovw=201&tx=115&ty=162&sig= &page=3&tbnh=14&tbnw=119&start=62&ndsp=3 3&ved=1t:429,r:2,s:62,i:341&biw=1440&bih= jpg semej-rabota-ljudi-s.html persidskogo-obladajuschaja.html D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82% 0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&img_url=de.academic.ru%2Fpictures%2Fdewiki%2F77%2FMeleze en_Automne.JPG&pos=3&rpt=simage&lr=11451