Роль психологической службы в работе с педагогическим коллективом образовательного учреждения на этапе модернизации образовательного процесса Педагог-психолог высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия 3 ЗМР РТ» Оксана Владимировна Хмельницкая
Основные тенденции развития образования в современном мире: смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление», превращение знаний в основной общественный капитал, развитие концепции непрерывного образования, постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту с учащимися/студентами – индивидуализация обучения, диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания, активизация процесса использования Интернет - технологий и других новых технологий в современном школьном образовании, интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации развитие дистанционного обучения
Среди причин, мешающих работе, педагоги выделили следующие: недостаток времени на творчество; непонимание администрации; взаимоотношения с коллегами, подавление другими; отсутствие наставника; финансовая неудовлетворенность; нежелание детей учиться; невоспитанность детей; плохая организация рабочего места; собственный характер; недостаток современной методической информации.
Культура слушателя у педагогов
Затруднения в ситуациях общения
Образ педагога Гимназии личностно развивающего диалога - заинтересован в личностном развитии ребенка и самого себя; - принимает множественность субъективных реальностей (точек зрения, ценностей); - умеет слушать ребенка и адекватно его воспринимать; - не ограничивает личностную свободу ребенка; - организует условия для саморазвития личности ученика; - умеет сотрудничать с ним; - готов к пересмотру своих ценностей; - стремится к конгруэнтному (естественному) поведению; - владеет педагогической рефлексией и постоянно совершенствует свое мастерство; - заинтересован в развитии гимназии и умеет работать «в команде» учителей.
Для решения поставленных задач на протяжении 5 лет поэтапно совершались инновационные изменения В содержании образования: внесение компонента «диалогический опыт» в систему компетенций учащихся. Усовершенствование методов обучения: освоение технологии диалога, проектного метода, интерактивных методов обучения. В организации учебно-воспитательного процесса: подключение детей к проектированию собственной образовательной деятельности, к организации учебных и внеклассных занятий (самоуправление); разработка индивидуальных образовательных маршрутов; переход к системе непрерывного психолого- педагогического обеспечения развития личности. В содержании и формах работы по повышению квалификации педагогов: поиск способов самообразования; внедрение системы тренингов; исследовательская работа. В управлении системой развития гимназии: реформирование управленческой структуры; освоение метода диалога в управлении; изменение организационной культуры гимназии; разработка системы самооценки деятельности гимназии.
Отвечая на вопрос «Что, по Вашему мнению, дает использование диалога на уроках?», педагоги отметили: Развитие коммуникативных навыков – 61% Развитие умения выражать свои мысли – 44% Развитие речи, словарного запаса – 39% Умение отстаивать свое мнение – 27% Развивает мышление – 25% Лучшее усвоение материала – 18%
Свободные высказывания учеников о том, что дает использование диалога на уроках, в общих формулировках звучат таким образом: Глубже знание и запоминание материала – 45% Возможность выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения – 32% Повышает интерес к предмету, мотивацию – 26% Развивает речь – 17% Развивает мыслительные способности – 13% Больше доверия к учителю, лучше контакт – 11% Развиваются коммуникативные способности – 11% Больше активности, энергии, меньше усталость – 6%
Подавляющее большинство учителей Гимназии 3 готово к инновационной деятельности!