1 Совместные программы, как инструмент интеграции российских вузов в европейское пространство высшего образования C.М. Яковлев, к.э.н., МИЭФ ГУ-ВШЭ
2 Развитие совместных образовательных программ как формы международного институционального межвузовского сотрудничества Развитие совместных образовательных программ как формы международного институционального межвузовского сотрудничества Программы: Валидированные Подтверждение, мониторинг соответствия качества академической программы одного вуза требованиям качества своей программы ФранчайзинговыеПередача одним вузом другому права реализации своей программы, с сохранением права контроля ключевых параметров качества (экзамены, диплом) Совместного или двух дипломов Принятие сторонами общих обязательств по поводу целей, совместного учебного плана, организации учебного процесса и, как итог, присвоение совместных степеней или двух дипломов
3 Основные характеристики программ совместных дипломов в Европе: Программы разрабатываются или одобряются совместно несколькими вузами Студенты из каждого вуза - участника изучают часть программы в других вузах Продолжительность пребывания студентов в участвующих вузах сопоставима Периоды обучения и экзамены, сданные в партнерских вузах, признаются полностью и автоматически Преподавательский состав вуза - участника должен также преподавать и в других вузах, совместно устанавливать учебные планы и формировать совместные комиссии для приема студентов и проведения экзаменов Создаются совместные структуры принятия решений и обеспечения качества После выполнения программы студент должен получить либо национальные степени каждого участвующего института, либо совместно присуждаемую степень «Не все программы совместных дипломов обязательно должны соответствовать всем выше перечисленным требованиям, особенно если они находятся в развитии».
4 Специфика совместных программ российских вузов с зарубежными Природа программ Совместный учебный план Во многих случаях как средство международного признания российской программы и ее модернизации Ориентация на российские и зарубежные стандарты образования при сохраняющихся отличиях между ними (структура учебного плана, технологии обучения и оценки знаний) Признание результатов обучения Отсутствие унифицированной процедуры признания результатов и дипломов Академическая мобильность Несимметричная в большинстве случаев мобильность студентов и преподавателей между российским и зарубежным партнером ФинансированиеФинансирование в большинстве случаев за счет платы за обучение студентов, зарубежных и отечественных доноров ДипломВыдача, как правило, двух дипломов от имени участников программы
5 «Добавленная стоимость» программ для ее участников Студент многостороннее овладение своим предметом благодаря синергии образовательных культур знания и навыки благодаря дополнительному социальному, межкультурному, лингвистическому опыту в ходе мобильности большая профессиональная востребованность выпускников на международном рынке труда и возможности для карьеры формирование качеств «европейского гражданина» Преподаватель профессиональный рост на основе расширения научно-методического международного сотрудничества ВУЗ международное признание уровня образования и диплома консолидация академического потенциала вуза, роста качества и разнообразия программ рост привлекательности и конкурентоспособности шаг на пути интеграции в международное образовательное пространство
6 Уроки и перспективы Проблемы 1. Развитие учебного процесса и национальные стандарты 2. Признание результатов обучения и степеней 3. Эффективность управления 4. Обеспечение качества программ 5. Финансирование 6. Выбор национальных приоритетов Возможные решения 1. Представление большей академической автономности ведущим вузам 2. Нормативная база на уровне страны, легализующая возможность признания процедур в самих вузах 3. Поддержка руководством вузов и делегирование необходимой автономности структурам, реализующим совместные программы 4. Создание совместных программных комитетов, отвечающих за качество 5. Формирование диверсифицированной системы 6. Многообразие моделей: нет идеальной модели, есть успешные примеры программ.
7 МИЭФ ГУ- ВШЭ - как одна из моделей бакалаврской программы двух дипломов по экономике Бакалавр экономики ГУ-ВШЭ Государственный Университет – Высшая Школа Экономики (ГУ-ВШЭ) МИЭФ Бакалавр ЛУ (специализации Банковское дело и финансы, Экономика и менеджмент, Экономика) ЛШЭ, Лондонский университет (ЛУ) Выпускники МИЭФ получают два диплома: ГУ- ВШЭ и Лондонского университета.
8 МИЭФ 1 1. Согласованный учебный план, технологии обучения и оценки знаний студента - включает предметы плана ЛУ и, сверх того, предметы плана ГУ-ВШЭ - Опора на самостоятельную работу (число аудиторных часов – от 20 до 24). - Внешние и внутренние экзамены в едином международном формате. 2. Совместная деятельность преподавателей. - Разработка учебных программ, плана, согласование экзаменационных процедур - Совместные методические и исследовательские семинары для укрепления академического потенциала и переподготовки преподавателей 3.Признание результатов обучения. Результаты независимых экзаменов по внешней программе переводятся в оценки для российского диплома с учетом работы в течение семестра 4. Академическая мобильность. - преподаватели из ЛШЭ в МИЭФ для совместной работы с ППС МИЭФ и чтения лекций - преподаватели из МИЭФ в ЛШЭ для подготовки курсов и переподготовки, участия в семинарах - студенты: из МИЭФ в ЛШЭ – в летнюю школу
9 МИЭФ 2 5. Совместный орган академического управления и обеспечения качества Международный академический комитет из представителей ГУ-ВШЭ и ЛШЭ; внутренние и внешние процедуры обеспечения качества (включая внешние экзамены Лондонского университета) 6. ФинансированиеМногоканальная схема финансирования: плата студентов за обучение (2/3 дохода) и поддержка отечественных доноров 7. Дипломы2 диплома национальных университетов ЛУ и ГУ- ВШЭ 8. Итоги реализации программы студентов, 4 выпуска с двумя дипломами - растет интерес абитуриентов, работодателей к выпускникам, поступления в ведущие зарубежные вузы
10 Учебный план МИЭФ 1 КУРС Микро- и Макроэкономика Математический анализ Статистика Английский язык Интеллектуальная история Европы Компьютерные информационные системы 3 КУРС Микро- и Макроэкономика Эконометрика Бухгалтерский учет и финансы Банковская деятельность и управление рисками Теория организации Экономика общественного сектора История экономической мысли Политология Экономическая история 2 КУРС Микро- и Макроэкономика Основы банковского дела Социология Математика для экономистов Введение в бизнес и менеджмент Право Философия Статистика Английский язык 4 КУРС Корпоративные финансы Экономика отраслевых рынков Теория денег и денежного обращения Международная экономика Анализ временных рядов Институциональная экономика Экономика переходного периода - экзамены по внешней программе Лондонского университета и «АРТ»
11 Контроль знаний в МИЭФ Вступительные экзамены в ГУ-ВШЭ «APT, IELTS» – как вступительные экзамены на внешнюю программу (конец 1 курса) Внешние экзамены Лондонского университета (конец 2, 3 и 4 курсов) Промежуточные и итоговые экзамены МИЭФ (4 раза в год) Итоговая госуд. аттестация, защита диплома (конец 4 курса)
12 Динамика числа заявлений в МИЭФ, поданных при наборе на первый курс
13 Динамика числа студентов МИЭФ
14 Академические результаты студентов МИЭФ Количество и доля студентов, принятых в Лондонский университет
15 Выпускники МИЭФ
16