Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления
Какими должны быть пятиклассники? Пятиклассники должны: уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Младший школьный возраст (7-11 лет) Подростковый возраст (11-15 лет) Особенности социальной ситуации (отношения ребенка к окружающему миру) Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых. Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых. Ведущая деятельность ( деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие) Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством. Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому. Особенности системы ценностей Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам. Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п. Физиологические способности Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга. Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме.
Вопросы родителям: Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе? Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе? Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе? Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?
Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 18 – 9 предметов 12 – 14 предметов 220 – 22 часа 25 – 27 часов 31 – 3 учителя 8 – 10 учителей часа 2 -2,5 часа
Проблемы: 1. Трудности при взаимодействии с учителями. 2. Тревожность при ответах у доски. З.Страх перед контрольными работами. 4. Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе. 5. Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Анкетирование учащихся 1. Хочется ли тебе перейти в 5 класс? 2. Чего ты ожидаешь от себя в 5 классе? 3. Хочешь ли ты изменить что-либо в себе? 4. Чего ты ожидаешь от своих одноклассников? 5. Чего ты ожидаешь от учителя в 5 классе? 6. Чего ты ожидаешь от родителей? 7. Чего тебя пугает, чего ты боишься, чего плохого ждешь от 5 класса? 8. Чего хорошего ты ждешь от 5 класса?
Ожидания Позитивные Негативные буду получать хорошие знания Боюсь нового учителя заведу новых друзей, Стану лучше учиться Что я буду уставать и получу много двоек У нас появятся новые школьные предметыЯ боюсь, что скачусь на плохие отметки Хороших отметок Что буду ходить в разные классы к разным учителям Не знаю Злого учителя Добра, бегать по коридорам Боюсь скатиться на 3 и 2. Я хочу быть повнимательней, хорошего отношения к ученикам от учителей. Позвросление. Внимания от родителей. Боюсь, что буду опаздывать на уроки, пока ищу кабинет будет добрый учитель.Родители не будут помогать с домашним заданием. похвалу от родителей Я скорей всего буду учиться на 5, 4 и 3. Жду хороших учителей. Стать отличницей в 5 классе Что не буду получать двойки
Негативные ожидания имеют - …. % детей; Позитивные ожидания имеют - … % детей. Позитивные ожидания звучат так: получу новые знания – … % детей; повзрослеем – … % детей; заведу новых друзей – … % детей; можно будет бегать по коридорам – … % детей; чтобы учителя нас хорошо учили – … % детей; чтобы классный руководитель был добрый – … % детей.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя: Слова поддержки: Зная тебя, я уверен, что вы все сделали хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Слова разочарования: Зная тебя и твои способности, я думаю,ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Способы преодоления тревожности: Не сравнивайте ребенка с окружающими. Доверяйте ребенку. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!». Помогите ему найти дело по душе.