Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965 – 1985 гг. Урок в 11 классе
Цели урока: 1. Выяснить цели, сущность и итоги хозяйственной реформы гг., определить причины неудачи, проанализировать экономическое развитие СССР в е гг.; 2. Дать характеристику политического режима х гг., подчеркнув такие черты как десталинизация, разрыв слова и дела; 3. На примерах доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве.
План урока: 1. Личность Л.И. Брежнева. 2. Состояние дел в экономике: сельское хозяйство; промышленность; экономические реформы гг. 3. Структура населения и социальная политика властей. 4. Общественно – политическая жизнь и культура.
Основные понятия: «застой», диссидент, номенклатура, партократия, геронтократия, стагнация, «теневая экономика», десталинизация, коррупция в высших эшелонах власти.
Прослушав сообщение и прочитав высказывания о Л.И. Брежневе нарисуйте его исторический портрет. В чём его сильные и слабые стороны как политического лидера? «В отличие от Сталина или Хрущёва, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата». (А. Бовин.)
«Брежнев хорошо постиг технологию власти, но был плохо подготовлен к той роли, которая выпала на его долю. Он имел репутацию человека ограниченного, не обладавшего собственным представлением о многих сферах жизни общества и политических проблемах. Правда, другие его «соратники» - Кириленко, Подгорный, Полянский – были в этом отношении даже похуже». (Мнение авторов коллективной монографии «Наше Отечество».)
«Брежнев являл собой абсолютную противоположность Хрущёву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен». (Ф. Бурлацкий.)
«Если же иметь в виду человеческие качества, то… Брежнев был, в общем - то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни. В житейском плане он был добрый человек. В политическом – вряд ли… Ему не хватало образования, культуры, интеллигентности, в общем, в тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом». (А. Бовин.)
Параграф 66. стр п. «Состояние дел в экономике» Сообщение учащегося об экономической реформе Косыгина. 1. Что такое директивная экономика? Какие черты ей присущи? В чём её недостатки? 2. Охарактеризуйте развитие сельского хозяйства и промышленности. Какие отрасли становятся доминирующими? 3. Охарактеризуйте основной способ избежать экономический крах. В чём он заключался? Какие последствия имел? 4. Объясните понятия: стагнация, «теневая экономика»
Параграф 66. стр п. «Общественно – политическая жизнь. Культура». 1. Проанализируйте статьи конституции 1977 г. 2. О чём говорится в ст. 6? Что это означало для политической жизни страны? 3. Какие права, свободы давала Конституция? Что говорила о роли общественных организаций? Как дело обстояло на практике? 4. Охарактеризуйте развитие образования 5. Объясните понятия: десталинизация, застой.
Параграф 66. стр п. «Общественно – политическая жизнь. Культура» и документ Выделите основные черты политического режима. 2. Охарактеризуйте отношения между партией и творческой интеллигенцией. (Приведите примеры). 3. В чём проявилось недовольство массы населения (формы сопротивления)? 4. Объясните понятия: диссидент, геронтократия.
Параграф 66. стр п. «Структура населения и социальная политика властей» и документ Охарактеризуйте структуру населения и социальную политику властей. 2. Выделите особенности. 3. Назовите проявления кризиса в социальной сфере. 4. Объясните понятия: номенклатура, партократия.