Автор – Т. В. Бочкарева, учитель начальных классов МОУСОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум»
Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Изложение. Прокатился. Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика. Витя выбежал на лёд. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал. На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды. (44 слова) Вопросы к тексту: Какая была погода? Где играли дети? Чем они были заняты? Что случилось с Витей? Кто спас Витю?
Примерный план и схема-модель. 1. Солнечный денёк. 2. Тонкий лёд. 3. Храбрый поступок.
Словарно-орфографическая подготовка. Проверьте написание безударных гласных в словах: стоял, денёк, снежки, снеговик, лепили, выбежал, коньки, затрещал, закричал, ухватился, из воды. Запомни: верёвка.
Проверяемые безударные гласные в корне. Изложение. Митина шляпа. Весной Митя забыл в лесу шляпу. Через месяц Митя пошёл в лес за ландышами. На суку он увидел шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб. Митя тихонько отошёл. (42 слова) Вопросы к тексту. В чём птичка устроила гнездо? В какое время года это было? Из чего вы заключили, что это было весной, в мае? Зачем Митя раскрошил хлеб?
План и схема – модель. 1. Потеря. 2. Гнездо в шляпе. 3. Не испугать птенцов!
Предлоги. Изложение. Протоплати тропинку. Ночью была вьюга. У домов люди прокладывали дорожки. Шли ребята в школу. Остановились у дома бабушки Марьи. Она одна шивёт. Как бабушка к колодцу пройдёт? Вошли дети во двор. От ворот до дома ходили по глубокому снегу. Протоплати тропинку для бабушки. (43 слова) Вопросы к тексту. Чем занимались люди после ночной вьюги? Почему ребята остановились у дома бабушки Марьи? Что они решили сделать? Как вы относитесь к поступку ребят?
Примерный план и схема-модель. 1. Уборка снега. 2. Как помочь бабушке? 3. Смекалка ребят.
Словарно-орфографическая подготовка. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание: ночью, в.юга, Мар.и, домов, прот.плати. Объясните написание предлогов.
Слово и слог. Перенос слов. Изложение. Нельзя обижать шивотных. Володя гулял по двору. Ему было скучно. Собака Жучка грызла кость. Володя взял палку и бросил её в Жучку. Собака прыгнула и укусила мальчика в ногу. Володя заплакал и побежал к маме. А мама сказала, что Володя сам виноват. Нельзя обижать шивотных! (45 слов) Вопросы к тексту. Что случилось с Володей во дворе? Почему Жучка укусила мальчика? Почему мама оправдала поведение собаки? Как нужно относиться к шивотным?
Вопросы плана и схема-модель. 1. Чем заняться? 2. Атака Жучки. 3. Совет мамы.
Словарно-орфографическая подготовка. Назовите слова, которые необходимо написать с большой буквы. Объясните правописание гласных в словах: побежал, виноват, обижать, собака.
Раздельное написание предлогов. Сочетание ши, чк. Написание собственных имён. Изложение. Птичка. Поймал Серёжа чижа. Он посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чишик к окошку и ударился о стекло. Поднял Серёжа птичку. Чишик тяжело дышал. Скоро он умер. С тех пор Серёжа перестал ловить птиц. (40 слов) Вопросы к тексту. Почему Серёжа никогда больше не ловил птиц? Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички? В чём был виноват Серёжа?
Примерный план и схема-модель. 1. Чиж в клетке. 2. Смерть друга. 3. Решение Серёши. Слова для справок: поймал, посадил, ударился, с тех пор.
Сочетание нч, чк, ча, ши. Изложение. Одуванчики. Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик. Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик. Танюша пришла домой с золотым веночком на голове. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (41 слово) Вопросы к тексту. Из каких цветов сплела Танюша венок? Почему венок назван золотым? С чем сравнивают цветок одуванчика? Когда одуванчик становится белым? Почему эти цветы зовут одуванчиками?
Вопросы плана и схема из картинок 1. На что похож цветок одуванчика? 2. Почему цветок называется одуванчик?
3. С чем пришла Танюша домой? 4. Когда одуванчики закрывают свои цветочки? Запомни: одуванчики, пришла.