Преподаватель кафедры «Дошкольного образования» Гусарова Елена Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвиващего вида «Аленький цветочек» Подготовил: Л.Л.Кузина заместитель.
Advertisements

Взаимодействие ДОО и семьи в контексте реализации ФГОС дошкольного образования.
Алгоритм взаимодействия с семьей. 1-я стадия Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Какова роль родителей (законных представителей) в реализации условий ФГОС ДО? Нужно ли вовлекать семьи непосредственно в образовательную деятельность?
Старший воспитатель Овчаренко Тамара Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад 15 «Берёзка»
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ Якушева Оксана Ивановна – педагог-психолог МДОУ детский сад 2.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с 356 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» «Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
Филиал 1 муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 152 города Пензы Консультация для воспитателей на тему:
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Система работы с молодыми специалистами в ДОУ. «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьёй « СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Транксрипт:

Преподаватель кафедры «Дошкольного образования» Гусарова Елена Владимировна

«Детский сад – семье» - процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания им помощи; «Семья – детскому саду» - процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно-образовательную работу детского сада.

«Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становиться жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот». Я.А. Коменский «Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, она производит совершенно иное впечатление». И.Г. Песталоцци

Недоверие родителям в воспитании детей Воспитания у детей ненависти к капитализму Вовлечение женщин в массовое производство

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В.А. Сухомлинский

Семейное Общественное Семейное Общественное

Изучение потребности родителей в образовательных услугах Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы

Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми; Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

1) утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; 2) не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки; 3) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;

4) утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему; 5) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.

1) чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально- волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений; 2) нарушены процессы формирования нравственной сферы: 3) у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

4) духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; 5) у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством; 6) в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, предпочитая «тусовки» в компаниях сверстников.

1. Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления. 2. Содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ. 3. Содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье.

4. На основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации. 5. Показать специфическую особенность семейного воспитания. 6. Определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка. 7. Выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми и общие закономерности развития ребенка в процессе такового взаимодействия.

1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей. 2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников. 3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач. 4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности.

1) планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей; 2) практическая помощь семье в воспитании детей; 3) организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания; 4) вовлечение родителей в педагогическую деятельность; 5) активизация их педагогического самообразования и др.

1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; 2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; 3) помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; 4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; 5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

1) изучение семей детей; изучение интересов, мнений и запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.); 2) обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; 3) использование опыта деятельности других ДОУ для построения модели взаимодействия с родителями; 4) расширение средств и способов работы с родителями; 5) обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы. 6) привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ; 7) изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; 8) просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Информационно- аналитический Практический Контрольно-оценочный

Сбор и анализ сведений о родителях и детях Изучение семей их трудности и запросы Выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения

Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства

Работа направлена на решение конкретных задач.

Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий.

коллективные индивидуальные наглядно-информационные.

коллективные индивидуальные наглядно-информационные неформальные контакты принцип партнерства, диалога

Критерии анализа годового плана; Критерии анализа планов воспитательно- образовательной работы педагогов; Критерии анализа протоколов родительских собраний.

1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год; 2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий; 3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана; 4) разнообразие планируемых форм работы;

5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.); 6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа; 7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей; 2) разнообразие планируемых форм работы с семьей; 3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний; 2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей); 3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях; 2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания; 3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы 4) изучение запросов, нужд, интересов родителей; 5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания; 6) изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.

1) отсутствие формализма в организации работы с семьей; 2) учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения; 3) социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы; 4) использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно- информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей; 5) систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);

6) стремление к диалогу при организации работы с родителями; 7) выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания; 8) «открытость» ДОУ для родителей; 9) осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

1) стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу; 2) минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей; 3) изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе); 4) сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;

5) нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей; 6) организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни; 7) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; 8) использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.

1) формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей; 2) отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей; 3) изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе); 4) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;

5) организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников 6) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; 7) отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей; 8) неэффективное использование наглядно- информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.

оказание разовой помощи; участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п.; участие в качестве постоянных добровольных помощников; участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает; участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания; у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них; появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу; развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; делается выбор детского сада для второго ребенка; родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома; взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери; устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым; присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам; у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания; дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта; взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности; дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

изменение соотношения "взрослый-ребенок" в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами; возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми; возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома; происходит более тесное общение между родителями; родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада; возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).

1-я стадия Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша

З-я стадия Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог