«Технология педагогических мастерских в начальной школе». Учитель начальных классов МАОУ СОШ3 г. Усть-Лабинска Паршина О.А. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Адольф Дистервег).
Меня всегда интересуют новые или нетрадиционные подходы к образованию. Хочется постоянно совершенствовать свой опыт. Так, в ходе самообразования овладела технологией проектного, исследовательского метода обучения. Заинтересовалась технологией "Педагогических мастерских" и сейчас пытаюсь применять ее на практике.
Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН название "Французской группы нового образования", которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ – ЭТО ТАКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЛИ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРАЯ СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОСХОЖДЕНИЯ КАЖДОГО УЧАСТНИКА К НОВОМУ ЗНАНИЮ, ОПЫТУ, ПУТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОГО ОТКРЫТИЯ. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.
Педагогическая мастерская – реальный опыт научного постижения мира Свободная деятельность участника (имитирует метод проб и ошибок) Реализация идеи диалога (обмен знаниями, мнениями, творческими находками) Процесс постижения истины и создание творческого продукта ( реальное знание и умение) Процесс содружества и сотворчества (индивидуальная, групповая деятельность, работа в парах)
Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях: 1. "Вызов традиционной педагогике". 2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом. 3. "Все способны!". 4. Интенсивные методы обучения и развития. 5. Новый тип педагога. 6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.
Исследовательский метод обучения Проблемный метод обучения Проблема и направление исследования не выдвигается учителем, а участниками мастерской, где большое значение имеет степень неопределенности в заданиях Опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного и осознанного не до конца творчества и последующего его осознания Основные методы работы педагогической мастерской
Принципы построения педагогической мастерской 1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове. 2. Равенство всех, включая мастера. 3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности. 4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. 5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. 6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.
Творческий процесс – главное технологическое средство достижение цели обучения I этап - деконструкция II этап - реконструкция Открытие закона, формулировки правил, создание текста, накопление фактических знаний, приобретение опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению в зависимости от темы и типа мастерской, осмысление закономерностей процесса, выбор материала, создание нечто нового в педагогической мастерской. Разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов
Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса).
Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, схемами и моделями.
Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому.
И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.
Алгоритм данной технологии отличается от традиционного урока. В начале создается проблемная ситуация( индуктор), вызывающие интерес к проблеме исследования. 1.«Индуктор»- обращенность к опыту ученика, уважение его личности, апелляция к ассоциативному образному мышлению это может быть задание, слово, предмет, воспоминание. 2.«Деконструкция» работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма. 3.«Социализация» соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. 4.«Реконструкция» создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения. Алгоритм построения педагогической мастерской:
5.«Афиширование» вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, читают, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер. 6.«Разрыв » кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знании новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. И появляется информационный запрос, у каждого- свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания. 7.«Рефлексия» отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это плохо», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы.
Рекомендации для мастера (учителя): В данной технологии учитель выполняет роль мастера. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.
1. Создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества. 2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму. 3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний. 4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей. 5. Информацию подавать малыми дозами. 6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки. Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…