ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЦЫГАН БЕЛАРУСИ (XIX – начало XXI века ) Презентация кандидатской диссертации БартошОльгиЭдуардовны Бартош Ольги Эдуардовны
Научный руководитель : к. и. н., доцент Новогродский Тадеуш Антонович Исследование выполняется на кафедре этнологии, музеологии и истории искусств БГУ
СТРУКТУРА РАБОТЫ Введение Глава I. Материальнаякультура Глава I. Материальная культура Материальная Глава II Духовнаякультура Глава II. Духовная культура Глава III. Социальнаякультура Глава III. Социальная культураЗаключение Источники и литература ПриложениеВведение Глава I. Материальнаякультура Глава I. Материальная культура Материальная Глава II Духовнаякультура Глава II. Духовная культура Глава III. Социальнаякультура Глава III. Социальная культураЗаключение Источники и литература ПриложениеВведение Глава I. Материальнаякультура Глава I. Материальная культура Материальная Глава II Духовнаякультура Глава II. Духовная культура Духовная Глава III. Социальнаякультура Глава III. Социальная культура Социальная Заключение Источники и литература Приложение
ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ : Этническая группа « цыгане Беларуси » Цыгане появились на территории Беларуси в конце XV - начале XVI в. Впервые упоминаются в Привилее Великого князя Александра от 25 мая 1501 года. Вплоть до середины XX в. вели кочевой образ жизни.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Дать комплексное этнографическое описание этнической группы и проследить изменения в традиционной культуре цыган Беларуси в связи с переходом к оседлости
АКТУАЛЬНОСТЬ В этнографии Беларуси никогда ранее тема не рассматривалась Исследования культуры и национального характера народов, проживающих на территории Беларуси, имеют безусловную практическую значимость Теоретическая значимость исследования состоит в изучении механизмов сохранения этнической выразительности в иноэтничной среде
НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА На протяжении более, чем четыре с половиной столетия цыгане демонстрировали огромный потенциал сохранения этничности в рамках иноэтничной среды, при этом постоянно заимствуя элементы культуры белорусов и других народов, с которыми сталкивались в процессе кочевания
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлены спецификой источников : первые этнографические описания цыган на территории Беларуси появляются в 20- е годы X І X века в рамках претерпевающего становление мифологического направления
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Традиционная культура цыган Беларуси Этнографические описания XIX века ( И. Данилович, П. Шпилевский, А. Аникиевич ) Монографии российских и польских исследователей ( Н. Деметер, Н. Бессонов Е. Фицовски ) Материалы этнографических экспедиций автора
ИЛЛЮСТРАЦИИ Материальная культура Традиционное жилище и транспортные средства Традиционные занятия Культура питания Одежда
Домашний интерьер Цыганская рукодельница из Слуцка Обилие перин – признак достатка
Быт Юная хозяйка у русской печи Стол, сервированный к чаепитию
Духовная культура Фольклор Традиционные верования Народные знания Календарные обряды Семейное выступление на День матери
Социальная культура Семья и брак Традиции воспитания Семейные обряды Социальная организация Семья – главная ценность в жизни женщины-цыганки
Особенности воспитания В процессе воспитания дочь получает необходимые навыки от матери Девочка в традиционной юбке
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Кочевание как стратегия жизнеобеспечения определила особенности традиционной культуры цыган и относительно небольшое число иноэтничных заимствований Основное « давнее » заимствование в цыганской культуре – обряды зимнего цикла С переходом к оседлости все элементы традиционной культуры в той или иной степени претерпели изменения Более всего подверглась внешнему влиянию материальная культура, лучше всего сохранился семейный уклад