Конвенция ООН «О правах ребёнка» Мировая конституция прав ребёнка. Хартия вольностей для детей. Учитель истории и обществознания Забора Валентина Викторовна, МОБУ СОШ 4, 2013.
«Право же взрослые – очень странные люди», - простодушно подумал он, пускаясь в путь. Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»
Блиц опрос Что такое права человека? Какие права есть у тебя? Достаточно ли прав у детей? Какие права ты считаешь главными для человека? Как ты думаешь, есть ли особые права у детей? Какие?
Вопрос о правах детей был в центре внимания прогрессивной общественности на протяжении многих лет. Члены оргкомитета Лиги Наций, созданной в 1919 году 1923 г. – Союз спасения детей вместе с Лигой женщин разработали документ о правах ребёнка г. – первые документы о правах детей были предложены к рассмотрению Ассамблеей Лиги Наций.
Декларация прав ребёнка состояла из 5 пунктов и называлась Женевской. В ней говорилось о принятии мер в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
Что самое важное? В Женевской декларации подчёркнута необходимость особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости».
Фашистский политический режим не отменил данный закон, а прекратил его применять. В связи с этой декларацией был принят первый закон о детях в Германии. Действовал до прихода фашистов к власти. Значок «Родина – детям». Германия 1933 – 1945 гг.
Во время второй мировой войны ( ) Женевская декларация утратила свою силу. Дети сделались жертвами войны.
С момента создания ООН (Организации Объединённых Наций) в 1945 г. дети и их благополучие стали в центре внимания мировой общественности. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
Образование Детского Фонда ЮНИСЕФ (1945 г.) в настоящее время обеспечивает механизмы международной помощи детям.
1959 год. ООН принимает Декларацию по правам ребёнка. «Человечество обязано дать детям лучшее, что имеет». Декларация состояла из 10 принципов, касающихся защиты, благополучия детей на национальном и международном уровне.
В 1978 г. по инициативе польской делегации был поставлен вопрос о создании Конвенции о правах ребёнка. Их идея основывалась на идеях известного польского гуманиста, педагога, писателя Януша Корчака. «Детей нет – есть люди, – утверждал Корчак. – Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Он решительно выступал за пересмотр методологии воспитания. «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке… В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение… В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта».
5 августа 1942 детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеру.
В 1979 г. создаётся комиссия по подготовке Конвенции о правах детей. Она работала в течение 10 лет. Возглавлял эту работу поляк Адам Лопатка – профессор – международник.
Принципы «новой этики» были юридически закреплены 20 ноября 1989 года, когда была принята Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребёнка. Вступила в силу с момента утверждения её двадцатью государствами. Конвенцию о правах ребёнка утвердил Верховный Совет СССР 13 июня 1990 года. Председатель Верховного Совета СССР
Подумаем вместе! Кто такой ребёнок? Что говорится об этом в Конвенции «О правах ребёнка»? Кто в РФ является гарантом прав детей?
Имеются ли нарушения прав детей в нашей стране?
Задание: сгруппируйте права ребёнка по предложенной схеме. Право на выживание …?... Право на развитие …?... Право на защиту …?...
Право на выживание Право на жизнь Право на восстановление здоровья Право на социальное обеспечение На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития На отдых, досуг
Право на развитие Право свободно выражать свои взгляды и мнения Право искать, получать и передавать информацию Свобода мысли, совести и религии Свобода ассоциаций и мирных собраний Право на личную и семейную жизнь, честь, репутацию, тайну корреспонденции, неприкосновенность жилища Право на образование Право участвовать в играх, развлекательных мероприятиях, культурной жизни
Право на защиту Право знать своих родителей и не разлучаться с ними Право на заботу родителей Право на сохранение своей индивидуальности Право на воссоединение с семьёй, право поддерживать контакты с родителями Право на защиту от физического, психологического, сексуального насилия, пыток, оскорблений Право на защиту от экономической эксплуатации, от работы, наносящей ущерб здоровью Право на защиту от наркомании и токсикомании Право на защиту от похищения и торговли в любой форме
Рефлексия Материал урока был интересен? Варианты ответов: да, скорее да, скорее нет, нет. «Свободный микрофон» - что я узнал на уроке? Закончи предложение: 1. Ребёнку нужно знать свои права, потому что Ребёнку нужно учиться отстаивать свои права, потому что…
Конкурс «Сказка ложь, да в ней намёк» Проиллюстрируйте сказку с точки зрения Конвенции о правах ребёнка. Либо Проиллюстрируйте одну из статей Конвенции о правах ребёнка.