Всероссийский конкурс «Учитель года России» Рекомендации при подготовке к конкурсу
Конкурсные задания – 2014 год Методическое объединение (семинар) Учебное занятие Разговор с учащимися Беседа с родителями Мастер-класс
Конкурсы I тура «Методическое объединение (семинар) » или представление педагогического опыта (по идее конкурса - инновационного)
Методический семинар (регламент до 12 минут, включая вопросы) Формат: устное представление конкурсантом своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учреждений разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер. Критерии оценивания: умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности; общая и профессиональная эрудиция; культура публичного выступления; наличие мониторинга результативности педагогического опыта в соответствии с заявленной темой.
Критерии оценки Умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности (эффективность внедрения инноваций в педагогическую практику, ценность педагогических социальных системных эффектов, эффективность представленных форм взаимодействия, практическая значимость представленных форм трансляции опыта)
Критерии оценки Общая и профессиональная эрудиция (широта кругозора, психолого- педагогическая и методическая грамотность, понимание государственной стратегии в области образования)
Критерии оценки Культура публичного выступления (логичность изложения материала, связная устная речь, эмоциональное воздействие на аудиторию, культура использования ИКТ)
Критерии оценки наличие мониторинга результативности педагогического опыта в соответствии с заявленной темой
Ваши затруднения ?
Стабильные затруднения участников конкурса 1. При подготовке выступления и в самом выступлении: в определении собственных концептуальных позиций; в выделении в собственном педагогическом опыте наиболее ценных составляющих; в доказательности актуальности и новизны применяемых методов, способов, технологий обучения и воспитания детей; в качественном логичном представлении собственного опыта; 2. В компетентном самоанализе проведенного учебного занятия в соответствии с представленным педагогическим опытом.
На чём необходимо сосредоточиться На определении предмета разговора, т.е О ЧЁМ ВЫ ХОТИТЕ РАССКАЗАТЬ?
На чём необходимо сосредоточиться На определении объёма информации. Вы хотите рассказать свою педагогическую биографию или представить на обсуждение … ЧТО?
На чём необходимо сосредоточиться На определении формы представления своего опыта. Помним: жанр конкурса – это не защита диссертации, но и не бурный поток сознания.
На чём необходимо сосредоточиться На построении логики выступления: ЧТО? Откуда взялось? Кем придумано? ДЛЯ ЧЕГО (достижения какого результата) используется? КАК разрабатывалось и приобретало практические очертания и технологические конструкции? Может именно здесь сказать о взаимодействии …. Пути взаимодействия ( С КЕМ?) Условия реализации?
На чём необходимо сосредоточиться И постоянно помним: Метапредметный характер образования – одно из основных требований ФГОС Метапредметный характер учебных занятий – один из основных критериев конкурсных заданий. ?
Мероприятия 2-ого тура Учебное занятие Разговор с учащимися Беседа с родителями
Учебное занятие «Учебное занятие» (регламент 40 минут, включая 10 минут для анализа занятия и ответы на вопросы). Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Найдите слова-синонимы Учебное занятие
Критерии оценивания учебного занятия глубина и новизна раскрытия темы; умение организовать работу учащихся с разными видами источников знаний, включая ЭОР; технологичность учебного занятия; наличие разнообразных форм и видов деятельности;
Критерии оценивания учебного занятия (продолжение) культура речи учителя; умение организовать взаимодействие учащихся между собой; анализ учебного занятия и рефлексия своей деятельности в соответствии с существующими методиками (на выбор учителя).
Это важно Помните, что учебное занятие должно раскрывать основные положения Вашего выступления на этапе «Методический семинар», в некоторой степени иллюстрировать его
Что стремятся увидеть члены жюри… Владение содержанием предмета Глубина и оригинальность раскрытия темы учебного занятия. Создание условий для успешной работы детей. Обоснованность использованных методов.. Метапредметность …….
Беседа с учащимися (регламент до 20 минут) Формат: обсуждение с учащимися актуального для них вопроса в режиме импровизации. Список возможных вопросов для обсуждения в возрастной группе учащихся определяется оргкомитетом. Конкретный вопрос для обсуждения выбирают учащиеся на основе списка возможных вопросов непосредственно перед началом и представитель учащихся называет вопрос, выбранный группой.
Критерии оценивания: глубина и воспитательная ценность организованного обсуждения; умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения: слушать, слышать и понимать позиции учащихся; владение учителем приемами включения учащихся в обсуждение проблемы; учет возрастных особенностей учащихся.
Разговор с родителями Формат: обсуждение педагогической ситуации с «родителями» (их роль могут играть другие участники конкурса) учащихся. Тему беседы формулирует оргкомитет. Учителя и родители совместно обсуждают педагогическую ситуацию и формулируют ее решение.
Критерии оценивания психолого-педагогическая культура учителя; умение взаимодействовать с родителями; умение найти и предложить пути решения; педагогический имидж учителя
Мероприятия 3-го тура Мастер-класс» (регламент: до 20 минут, включая 5 минут для ответов на вопросы). Формат: проведение мастер-класса для педагогической общественности, отражающего значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетентностей. Тема сообщается за день до проведения конкурсного мероприятия.
Что такое мастер-класс? Мастер-класс это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс (от английского masterclass: master лучший в какой-либо области + class занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Придя в русский язык, слово «мастер-класс» и вовсе получило самое широкое значение; так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний.
Требования к участнику конкурса: глубокая педагогическая, методическая, дидактическая подготовка; знания психолого- педагогических, теоретических оснований представляемого опыта; понимание современных концепций образования.
Алгоритм подготовки к конкурсу 1 шаг – провести ревизию своего педагогического опыта 2 шаг – определить тему представляемого опыта, сформулировать ее; 3 шаг – составить план своего выступления 4 шаг – написать текст выступления;
Алгоритм подготовки к конкурсу 5 шаг – соотнести свое выступление с предъявляемыми в условиях конкурса критериями; 6 шаг - подготовить компьютерную презентацию к своему выступлению; 7 шаг – отрепетировать выступление перед публикой (зеркалом)
Примерный (возможный) план выступления Что? Зачем? Как? Что получаю? Тема опыта (проблема из противоречий в образовании) Цель, задачи, которые ставите для решения проблемы; Направления деятельности; Взаимодействия (сотрудничество) Технологии, методики, используемые в работе (найти «изюминку») Результат (прогнозируемый и реальный) Возможно: Мое педагогическое кредо Мои правила Педагогические ценности
Желаю успехов всем участникам конкурса!