П РАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ
Правотворчество – деятельность компетентных органов государства, должностных лиц, общественных объединений и граждан в процессе которого вырабатываются нормы права. Правотворческая деятельность основана на ряде принципов:
Принципы правотворческой деятельности. Законность Обоснованность Системность Профессионализм Правовой прогресс
Принцип социальной справедливости – по средствам права творчества должны удовлетворять действиям всего народа, а не отдельных лиц; Принцип демократизма – народ должен принимать активное участие в правотворческой деятельности; Принцип исполнимости – не должен предъявлять непомерные требования поведения граждан. Принцип научных обоснований – каждый продукт правотворческой деятельности (законы) должен быть увязан с фактическим положением дел в государстве ;
С ТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА : Накопление информации, изучение и выявление общественных потребностей Правотворческая инициатива – право компетентных лиц, ставить вопрос перед соответственном органом, перед законодательством, об разрешении какого- либо вида общественных отношений Разработка концепции (идеи) будущего нормативно-правового акта
Внесение законопроекта в Государственную Думу Обсуждение в Государственной Думе в 3-х чтениях Передача на рассмотрение (в теч. 5 дней) в Совет Федерации Передача на подписание (в теч. 5 дней) Президенту РФ Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ (в теч. 14 дней)
Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7-и дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10-и дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).
Нормативный акт должен быть доступен для понимания широких масс, не допускать сложные, художественные обороты, обязательное соблюдение грамматики и синтаксиса и не должны использоваться устаревшие слова. Обязателен деловой стиль – все термины с определениями. Нормативно-правовой акт должен строится определенным образом. В начале идет преамбула – наименование, дата и место принятия, далее главы и статьи.
Реализация правовых норм. Реализация правовых норм – воплощение предписания фактического поведения субъектов. Действия всех субъектов права должны соответствовать нормам права. Реализация осуществляется в двух основных формах: Простая форма – достаточно более изменённые правомочия стороны. Реализуют: а) Использование права - реализация уполномоченных форм (например: право на образование); б) Исполнение обязывающих норм (например: соблюдение ПДД); в) Соблюдение – реализация запрещающих норм (например: запрещение убийства)
Сложная форма – деятельность государственных органов и должностных лиц в отношении третьих лиц (например: кого штрафовать, кому пенсию платить т.д.) Стадии сложного правоприменительного процесса. Изучение фактических обстоятельств дела (Например: Кто? Где? Когда? С кем? К чему привело? ); Юридическая квалификация дела (Например: убийство или изнасилование); Отыскание нужной нормы. Находят в законодательстве действующие норму, которая регулирует общественные отношения; Установка юридической силы норм. Поясняют: не отменена ли она, действует ли; Толкование норм права, т.е. усвоения смысла воли законодателя; Принятие решения по существу (например: возбудить уголовное дело? Принять иск или отказать); Доведение принятого решения до сведений официальных и заинтересованных лиц;
Разрешение коллизии – противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующие одни и те же общественные отношения. Вносит неудобства в правоприменительную практику, появляется в условиях отставания права от динамического развития общественных отношений. Одни нормы устаревают, другие появляются. Не всегда отменяют устаревшие, применяя новые. Возникает коллизия; Правоприменительные акты. Правоприменительные акты – это акты, которые являются итогом правоприменительной деятельности, официального решения компетентного органа по конкретному делу, содержащие гласные деления, выраженные в определенной форме и направленные на индивидуальное урегулирование общественных отношений (например: судебные решения, приговоры, обвинительное заключение и т.д.).
Требования к нормативно-правовым актам. 1) собственное наименование, 2) регистрационный номер, 3) указание на место вынесения акта, 4) подписание компетентным лицом, 5) конституционная часть, 6) мотивированная часть (например: обоснование квалифицированного дела), 8) резолютивная часть, 9) указание о рассылки данного решения в определённые органы. Проблемы в праве. Проблемы в праве – отношения, не урегулированные нормами права, существует два способа преодоления пробелов права: Аналогия закона – решение дела на основе нормы, регулирующие отношения сходные с рассматриваемыми. Применяются: а) Когда общественные отношения требуют правового регулирования; б) Нет закона, который регулирует данный вид законов общественных отношений; в) Есть законы, регулирующие исходные общественные отношения;
Аналогия права – решение дела на основе общих принципов законодательства. Применяются: а) когда дело требует правового решения; б) нет закона регулирующего данные дела; в) нет закона регулирующего сходные дела и не возможно решить дело по аналогии закона; г) дело попадает под действие каких-либо принципов права; Принципы права. Принципы права – это основные сходные идеи, выражающие сущность права, как специфического социального регулятора. Толкование норм права. Толкование норм права – это усвоение смысла воли законодателя, выраженных в нормативно-правовых актах. Толкование выражений в уяснении (толкования для себя) и разъяснении (для других).