«Недаром помнит вся Россия» ( по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино») Выполнила: Музыкина Е.А., учитель МКОУ «ООШ 164» п.Амзас
Цель : отражение Отечественной войны 1812 г. в творчестве поэта; воспитание любви к прошлому нашего Отечества.
М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841) Русский поэт, Русский поэт, автор автор стихотворения «Бородино» (1837) стихотворения «Бородино» (1837)
М. И. Голенищев -Кутузов, генерал – фельдмаршал … Когда народной веры глас Воззвал к святой твоей седине « Иди, спасай ». Ты встал – и спас … А. С. Пушкин А. С. Пушкин
Бородинская битва 29 августа в 124 километрах от Москвы состоялось грандиозное сражение. В общей сложности за этот день погибло тыс. чел. 29 августа в 124 километрах от Москвы состоялось грандиозное сражение. В общей сложности за этот день погибло тыс. чел.
Командующий 2-ой Западной армией «Багратион лучший генерал русской армии», говорил Наполеон. «Багратион лучший генерал русской армии», говорил Наполеон. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. Он спит в земле сырой. М.Ю.Лермонтов М.Ю.Лермонтов
Толковый словарик Баллада - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале. Типичные черты баллады сочетание эпической повествовательности и лиризма. Баллада - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале. Типичные черты баллады сочетание эпической повествовательности и лиризма. Редут – полевое укрепление в виде траншеи и насыпи. Редут – полевое укрепление в виде траншеи и насыпи. Мусью – прост. Во франц. языке форма вежливого обращения к мужчинам (мсье). Мусью – прост. Во франц. языке форма вежливого обращения к мужчинам (мсье). Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии. Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии. Сеча – сражение, битва. Сеча – сражение, битва. Лафет – станок, на котором укреплялся ствол артиллерийского орудия (пушки). Лафет – станок, на котором укреплялся ствол артиллерийского орудия (пушки). Ликовать – радоваться. Ликовать – радоваться. Бивак – стоянка войска под открытым небом. Бивак – стоянка войска под открытым небом. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи. Хват – удалой, смелый человек. Хват – удалой, смелый человек. Булат – оружие из стали. Булат – оружие из стали. Басурманы – враги. Басурманы – враги.
Образ рассказчика Художник А.В.Кондратьев Художник А.В.Кондратьев «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» От какого лица ведется рассказ? Что этим достигается? От какого лица ведется рассказ? Что этим достигается? Как вы себе представляете внешность рассказчика? Как вы себе представляете внешность рассказчика? Можем ли мы судить о происхождении старого солдата? Можем ли мы судить о происхождении старого солдата? Как вы оцениваете отношения старого и молодого солдат? Как вы оцениваете отношения старого и молодого солдат? Лермонтов был ровесником молодого солдата. Удалось ли ему передать уважение к ветерану былых сражений? Лермонтов был ровесником молодого солдата. Удалось ли ему передать уважение к ветерану былых сражений?
Вывод Стихотворение М.Ю.Лермонтова – диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Стихотворение М.Ю.Лермонтова – диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «не даром помнит вся Россия». Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобежденной. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «не даром помнит вся Россия». Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобежденной.
Образы стихотворения Образ народа Образ народа Высокая цель – защита Родины Высокая цель – защита Родины Серьезное осознание своего долга Серьезное осознание своего долга Единство Единство Чувство товарищества Чувство товарищества Спокойная уверенность в своих силах Спокойная уверенность в своих силах Чувство превосходства над врагом Чувство превосходства над врагом Готовность противопоставить свою инициативу пассивности командиров Готовность противопоставить свою инициативу пассивности командиров Ироничная усмешка над самоуверенным «мусью» Ироничная усмешка над самоуверенным «мусью» Образ полковника Образ полковника Возвышенно-патетическая речь: Не погиб, не убит, а сражен булатом Не погиб, не убит, а сражен булатом Не глаза, а очи Не глаза, а очи Не сказал, а молвил Не сказал, а молвил Обращение к солдатам – «РЕБЯТА» Обращение к солдатам – «РЕБЯТА» Умремте Умремте - умирали - умирали - умереть - умереть
План стихотворения Отступление («Мы долго молча отступали...») 3-я строфа. Отступление («Мы долго молча отступали...») 3-я строфа. Выбор места сражения («И вот нашли большое поле...») 4-я строфа. Выбор места сражения («И вот нашли большое поле...») 4-я строфа. Настроение перед боем («Уж постоим мы головою За родину свою!») 5-я строфа. Настроение перед боем («Уж постоим мы головою За родину свою!») 5-я строфа. Ожидание боя («Два дня мы были в перестрелке») 6- я строфа. Ожидание боя («Два дня мы были в перестрелке») 6- я строфа. Ночь перед сражением («Прилег вздремнуть я у лафета...») 7-я строфа. Ночь перед сражением («Прилег вздремнуть я у лафета...») 7-я строфа. Клятва верности («Ребята! не Москва ль за нами?») 8-я и 9-я строфы. Клятва верности («Ребята! не Москва ль за нами?») 8-я и 9-я строфы. Бородинская битва («Вам не видать таких сражений!..») строфы Бородинская битва («Вам не видать таких сражений!..») строфы После сражения («Тогда считать мы стали раны...») 13-я строфа. После сражения («Тогда считать мы стали раны...») 13-я строфа.
Композиция стихотворения Экспозиция («Мы долго молча отступали...»); Экспозиция («Мы долго молча отступали...»); Завязка («И вот нашли большое поле... Построили редут»); Завязка («И вот нашли большое поле... Построили редут»); Развитие событий («Два дня мы были в перестрелке», сражение: «Ну ж был денек!»); Развитие событий («Два дня мы были в перестрелке», сражение: «Ну ж был денек!»); Кульминация (описание боя); Кульминация (описание боя); Развязка («...И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать»). Развязка («...И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать»).
Сравнительный анализ 2 и 14 строф 2 строфа 2 строфа Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри не вы! Богатыри не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! Не отдали б Москвы! 14 строфа 14 строфа Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы! Не отдали б Москвы!
Средства выразительности эмоциональное восклицание (с него начинается рассказ о сражении: «Ну ж был денек!» эмоциональное восклицание (с него начинается рассказ о сражении: «Ну ж был денек!» тропы: тропы: - сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени», «Земля тряслась, как наши груди»; «Земля тряслась, как наши груди»; - метафоры и олицетворения: «картечь визжала», «И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...»; - эпитеты: «дым летучий», «гора кровавых тел», «русский бой удалый». звукопись (11 строфа) звукопись (11 строфа) аллитерации (на «р», на шипящие и свистящие «ч», «ж», «ц», «с», «ш» ) аллитерации (на «р», на шипящие и свистящие «ч», «ж», «ц», «с», «ш» )
Синтаксические средства выразительности 1) бессоюзные однородные члены предложения («Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами...»; «Звучал булат, картечь визжала...»; «Смешались в кучу кони, люди...»); 1) бессоюзные однородные члены предложения («Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами...»; «Звучал булат, картечь визжала...»; «Смешались в кучу кони, люди...»); 2) глаголы действия (двинулись, промелькнули, побывали, носились, блестел, звучал, визжала, колоть устала, пролетать мешала, тряслась, смешались, слились); 2) глаголы действия (двинулись, промелькнули, побывали, носились, блестел, звучал, визжала, колоть устала, пролетать мешала, тряслась, смешались, слились); 3) повторы («дым летучий», «В дыму огонь блестел...»; «Все промелькнули перед нами, Все побывали тут»; «...Русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..»); 3) повторы («дым летучий», «В дыму огонь блестел...»; «Все промелькнули перед нами, Все побывали тут»; «...Русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..»);
Итог урока «Бородино» - стихотворение, в котором воспевается патриотический подвиг народа.