Составитель: Рудакова Е.А., к.п.н., доц. каф. математического образования НИПК и ПРО
уникальная целостная личность, которая: стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
Опора на субъектный опыт Знание психофизических особенностей В роли равноправных партнеров
среда, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
применяют методы и средства, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка, берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Целевые ориентации Переход от педагогики требований к педагогике отношений. Гуманно-личностный подход к ребенку. Единство обучения и воспитания.
Гуманно-личностный подход к ребенку. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Концепция воспитания. Педагогизация окружающей среды.
ребенок в школе - полноценная человеческая личность; личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей; каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманизация и демократизация педагогических отношений Ученье без принуждения Формирование положительной Я-концепции личности.
отказ от ориентировки на среднего ученика; поиск лучших качеств личности; применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов); учет особенностей личности в учебно- воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Целевые ориентации Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Облагораживание души и сердца ребенка. Развитие и становление познавательных сил ребенка. Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. Идеал воспитания самовоспитание.
Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых: гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество -вопрос, атмосфера романтики; резервы семейной педагогики: родительские субботы, культ родителей; учебная деятельность: приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Оценивание деятельности детей. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.
конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке; продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников; проведение наблюдений за школьниками (процедур отслеживающего характера); предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы; поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез; организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа); стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника; привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку; использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика; применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний; продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, И.С. Якиманская. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся. - «Вопросы психологии», 1999, 3. Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. Вып. 2. М., 1996.