Практическое занятие: формулировка противоречий по отдельным темам исследования
Определение противоречия Противоречие - важнейший методологический принцип, логическая форма развития познания Противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении
Тема: «Становление субъектной позиции учащихся в учебном процессе» Противоречия: – между потребностью общества в новом образовательном результате - формировании независимой и активной личности, способной действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации и невозможностью удовлетворить её в условиях существующей системы образования; –между новыми потребностями человека, порождаемыми деятельностью в сложном динамическом мире и невозможностью удовлетворить их на основе существующей системы образования; – между осознанием необходимости осуществлять развитие личностных качеств учащихся, субъектной позиции в системе образования и недостаточной разработкой научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса.
Тема: «Организация оценочной деятельности студентов как условие формирования их познавательной мотивации» Назовите возможные противоречия
Тема: «Организация оценочной деятельности студентов как условие формирования их познавательной мотивации» Противоречия – между возросшей потребностью современного общества в подготовке специалиста, способного в профессиональной деятельности к обновлению и пополнению знаний и недостаточно выраженной ориентацией теории и практики профессионального образования на решение задачи формирования познавательной мотивации студента; – между переходом студента в субъектную позицию в условиях личностно-ориентированного образования и ограничением его самостоятельности в оценочной деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе; – между стремлением студента к освоению оценочных и самооценочных процедур и отсутствием научно-методического обоснования данных процедур и их использования в теории и методике профессионального образования
Тема: «Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза» Назовите возможные противоречия
Тема: «Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза» Противоречия: – между потребностью современного общества в конкурентоспособном специалисте и недостаточной ориентацией системы образования на формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста; – между потребностью студента быть востребованным на рынке труда и недостаточным вниманием к формированию соответствующих личностных качеств в существующем образовательном процессе вуза; – между необходимостью развивать конкурентоспособную личность будущего специалиста в процессе образования и недостаточной разработанностью научно обоснованных положений по организации и реализации педагогического процесса, способствующего развитию конкурентоспособной личности будущего специалиста в вузе
Тема: «Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения» Назовите возможные противоречия
Тема: «Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения» Противоречия: – между слабой ориентированностью существующей системы образования на развитие функции самоопределения и требованием современного общества к раннему профильному самоопределению школьников; – между недостаточным развитием у подростков личностных качеств, актуальных для профильного самоопределения, отсутствием у них осознанных мотивов выбора и необходимостью совершить выбор профиля обучения, вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы; – между необходимостью осуществления психолого- педагогического сопровождения учащихся в процессе профильного самоопределения и недостаточной теоретической, опытно-экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса